Как жилось советским спортивным журналистам полвека назад, в 1957 году? Судя по всему, спокойно. И скучно. До Олимпиады далеко, чемпионаты мира – редкость. Развороты «Советского спорта» заполнены вялыми назидательными рассуждениями тренеров и шаблонными репортажами о веселых буднях производственных коллективов физкультуры. Чемпион, рекордсмен, это хорошо, но не забывайте о народных спортивных героях: тружениках, ударниках и инструкторах-общественниках.
Советские тяжелоатлеты – труженики. Да еще какие! На первенстве мира в Тегеране победили Владимир Стогов, Евгений Минаев, Виктор Бушуев, Аркадий Воробьев, Алексей Медведев. У главных соперников – американцев – лишь одна золотая медаль. Лучшим стал феноменальный Томми Коно. Федор Богдановский показал такой же результат. Но на взвешивании Коно был легче… В общем, советские люди – самые сильные в мире!
В 57-м на слуху новые имена. На чемпионате страны по фигурному катанию лучшими признали Нину Бакушеву и Станислава Жука. Но отчет о соревнованиях сопровождался фотографией другой, серебряной пары – Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова. Боже, это было полвека назад! А они, великие, еще на льду…
Еженедельник «Франс футбол» опубликовал рейтинг лучших футболистов Европы. Звезда континента – Ди Стефано, организатор атак испанской сборной, лучший вратарь – Лев Яшин, один из двух сильнейших полузащитников Игорь Нетто, в списке лучших бомбардиров седьмым значится Эдуард Стрельцов.
Зафиксирован первый в истории китайской легкой атлетики мировой рекорд. На чемпионате в Пекине прыгунья в высоту Чжэн Фэнчжун взлетела на 177 сантиметров, превысив на сантиметр рекорд американки Мак-Даниэл. В мировой прессе успех китаянки считался диковиной. Знали бы, каким станет китайский спорт спустя полстолетия!
А вот вокруг нового мужского мирового рекорда в прыжках разразился скандал.
В июне 1957 года на матче Ленинград – Хельсинки Юрий Степанов взяв высоту в 216 см, превысил мировой рекорд Чарльза Дюмаса. Сенсация, конец извечной гегемонии американских прыгунов! В тот день спортивную победу праздновал весь город на Неве.
Газеты показали фотографию сенсационного прыжка. Степанов в полете над планкой, на стопе рекордсмена диковинная туфля с утолщенной подошвой. Ничего криминального – правила соревнований обувь не регламентируют.
Однако французская спортивная газета «Экип» опубликовала такое фото под сенсационным заголовком: «Рекордсмен использует обувь-катапульту». Экиповское обвинение подхватили не только зарубежные недоброжелатели, но и отечественные «друзья-соперники» Степанова. Обсуждалась не только законность утолщенной подошвы. Олимпийский призер Игорь Кашкаров поведал журналистам, что уклон сектора на ленинградском стадионе позволяет незаконно ускорить разбег. Пришлось провести геодезическую экспертизу. Нет, поверхность сектора безупречна.
Степанов продолжал побеждать. Он первенствовал на Дружеских международных играх, был лучшим на матче СССР – Англия. А мировой рекорд не регистрировали. Президент Европейского совета международной федерации легкой атлетики признал, «в спортивной обуви Степанова нет ничего заслуживающего критики. Но комиссия рекордов должна рассмотреть этот вопрос». В дело вмешивается экс- рекордсмен Эрни Шелтон. Он говорит, что в таких же туфлях сам прыгал, начиная с марта этого года. Туфли эти, кстати, ему подарил знаменитый Чарльз Дюмас.
Рекорд засчитают в следующем году, и рассказ о раздутом скандале хотелось бы завершить в жанре «хеппи-энд». Да вот не получится. Столкновение прекрасного атлета с миром зла продолжалось. Жена рекордсмена Нелли Степанова вспоминала: «Люди, далекие от порядочности, создали вокруг него невыносимую атмосферу. Анонимные телефонные звонки. В наш почтовый ящик кто-то специально подкидывал газеты с пасквильными карикатурами. Если успевала, то уничтожала их, только бы Юра не видел. Но эта отвратительная акция не прошла даром». В 1959 году Степанов госпитализируется в клинику нервных болезней Военно-Медицинской Академии. Лечение проходит успешно. Но в сборную команду ленинградец больше не попадет. Спортсмен с измочаленными нервами – списанный товар. Так было полвека назад. Нынче – не лучше.