Россия-ОБСЕ: «Это такая нанайская борьба»

Владимир Лукин считает, что за временем конфликтов придет время компромиссов, "и может быть, скорее, чем мы думаем"



Кризис в отношениях России и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе развивается. После резкого обмена мнениями, связанного с форматом работы наблюдателей ОБСЕ на выборах в Государственную думу и дипломатического демарша Кремля с предложением коренным образом реформировать ОБСЕ как «неэффективную» структуру Россия заявила о сокращении своего взноса в финансирование организации. Это решение комментирует уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин.

- В этом году сокращение уже было - порядка миллиона евро. Предполагается, что в следующем году сокращение может быть достаточно значительным. На этой неделе заместитель главы МИДа господин Грушко довольно серьезно раскритиковал ОБСЕ, заявив, что эта организация «не вышла из системного кризиса и используется отдельными странами в своих интересах». Господин Грушко посетовал, что ОБСЕ не прислушивается к многочисленным предложениям Москвы о реформировании этой организации, и, собственно говоря, сообщил о сокращении финансирования. Это продолжение кризиса между ОБСЕ и Россией?


- Я думаю, что это такая нанайская борьба. Одни выражают свое недовольство одним способом, другие - другим. Я не думаю, что угроза снизить финансирование - это наиболее эффективный способ решить свои проблемы. Если ОБСЕ в состоянии кризиса, а мы собираемся там работать, то надо наоборот помочь, решать проблемы.


Имеется в виду, наверное, кризис в плане влияния российских мнений на ОБСЕ, но мне не кажется, что так он решается. Хотя, конечно, со времен Макиавелли ничего, кроме дозированного применения кнута и пряника, не придумано. Этот кнут без пряника будет эффективным? Мне так не кажется.


Вторая сторона вопроса - о том, устарело ОБСЕ или нет, - это тоже вопрос очень непростой. Я думаю, да, потому что вообще Европа перенасыщена различного рода организациями, дублирующими друг друга, хватающими друг друга за шиворот на предмет того, что «это я придумал, это мне надо делать». И ОБСЕ, так же как и многие другие организации, требует реформирования. Но к реформированию надо приступать со значительно более конструктивной платформы, чем сейчас.


- Господин Грушко отдельно коснулся деятельности Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ. Их наблюдатели отказались приехать в декабре на думские выборы, обвинили Россию в создании помех для проведения нормального мониторинга. Господин Грушко накануне сказал, что Бюро по демократическим институтам нуждается в коренной реформе, и что Москва даже знает, как эту реформу осуществить. Действительно знает? И ваш прогноз на весенние президентские выборы - удастся ли, по крайней мере, в этой сфере конфликт урегулировать? Приедут ли наблюдатели ОБСЕ - в частности, представители Бюро по демократическим институтам - на президентские выборы? Проблемы уже есть, потому что вроде как приглашение им собираются направлять в январе, а надо бы, чтобы это было сделано чуть раньше.


- Я давно наблюдаю за работой Бюро по демократическим институтам. Эта работа, в принципе, по задачам полезна. По исполнению, по реализации, на мой взгляд - сильно политизирована. Решения команд Бюро по демократическим институтам можно предсказать с той же степенью точности, как и наблюдателей от СНГ, что нехорошо ни в том, ни в другом случае.


Вообще эта деятельность по мониторингу выборов, по стимулированию каких-то институтов избирательных и так далее должна быть в максимальной степени деполитизирована - только тогда она сможет быть эффективной. И в этом смысле изменения были бы полезными. Но изменения не с точки зрения перетягивания каната, так сказать, «у меня все хорошо, а у тебя все плохо», а надо искать какие-то компромиссные варианты. Я думаю, что они постепенно появятся - после периода выяснения отношений по принципу «ты дурак - нет, ты сам дурак» наступает период поиска компромиссов. И я надеюсь, что такое время настанет - может быть, скорее, чем мы думаем. Но это должны быть не компромиссы с точки зрения «ты плохой навсегда, и давай на этом договоримся». Этот компромисс лежит на пути максимальной деполитизации и разработки определенных критериев, что такое приличные выборы и что такое не очень приличные выборы.


- Оптимист вы.


- Конечно, оптимист. А иначе зачем я здесь сижу?