Предвыборная борьба в Грузии

Программу «Итоги дня» ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Юрий Кобаладзе и лидер Республиканской партии Грузии Леван Бердзенишвили.

Андрей Шарый: В Тбилиси сегодня за неделю до досрочных президентских выборов состоялся митинг оппозиции, которая опасается подтасовок и фальсификаций в ходе голосования. Большинство наблюдателей уверены, что в первом туре ни один из кандидатов, а фаворитами кампании считают бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили и лидера объединенной оппозиции Левона Гачечиладзе, победить не удастся. Из Тбилиси корреспондент Радио Свобода Георгий Кобаладзе.

Георгий Кобаладзе: На набережной реки Кура на площади под названием Реке, где 7 ноября произошли наиболее ожесточенные столкновения между сторонниками оппозиции и частями специального назначения, состоялась акция объединенной оппозиции. В ней приняли участие несколько тысяч оппозиционеров. Власти довольно спокойно отнеслись к происходящему. Акция на Реке и манифестация через проспект Руставели до Площади роз была санкционирована тбилисской мэрией, в отличие от митинга 7 ноября. Исполняющая обязанности президента Нино Бурджанадзе заявила, что грузинские власти не имеют ничего против столь мирных акций протеста, где граждане мирно выражают свое мнение. Она дала понять, что именно поэтому полиция никак не вмешивалась в развитие событий. По заявлению Бурджанадзе, она не видит ничего проблематичного или тревожного в состоявшейся акции. Впрочем, ранее в ходе встречи с журналистами она предупредила, что если после 5 января оппозиция попытается выйти за рамки закона и устроить, как она выразилась, массовые беспорядки под предлогом фальсификации итогов выборов, то власти будут вынуждены принять адекватные меры. Какие конкретно меры? - переспросили журналисты. «Адекватные», - жестко и с холодной улыбкой повторила Нино Бурджанадзе, которая часто говорит, что ее политический идеал Маргарет Тэтчер. При этом представители правящей партии не устают повторять, что никто не собирается фальсифицировать итоги голосования. Тем более, что за процессом будут наблюдать тысячи иностранных наблюдателей. Согласно последним социологическим опросам, в Тбилиси Михаил Саакашвили и главный оппозиционный кандидат Леван Гачечиладзе имеют почти равные шансы, чуть больше у Гачечиладзе. Однако в провинциях население отдает предпочтение Саакашвили, который проводит предвыборную кампанию под чрезвычайно популярным лозунгом «Грузия без бедности и безработицы».

Андрей Шарый: На этой неделе в программах «Время Свободы» мы знакомили вас с позициями представителей главных политических сил Грузии - сторонников Михаила Саакашвили и опального бизнесмена Бадри Патаркацишвили, который пару дней назад заявил о намерении снять свою кандидатуру и отказаться от борьбы. Сегодня я беседовал с лидером Республиканской партии, она поддерживает кандидатуру единого кандидата от оппозиции Левана Гачечиладзе, Леваном Бердзенишвили. Бердзенишвили считает, что выход из предвыборной кампании Патаркацишвили на руку оппозиционным силам и что уже 6 января в Грузии может начаться политический 21 век.

Леван Бердзенишвили: Я в последнее время побывал во всех частях Грузии и везде нахожу одинаковое расположение сил. Примерно 20% поддерживают бывшего президента Саакашвили, 80% против. Лидирует кандидат единый оппозиции Леван Гачечиладзе. В Тбилиси он побеждает даже в первом туре. По всей Грузии это возможно. Но более ожидаемо, что будет второй тур Леван Гачечиладзе против бывшего президента Саакашвили. У Гачечиладзе больше шансов.

Андрей Шарый: Какую роль сыграл фактический выход из предвыборной кампании Бадри Патаркацишвили?

Леван Бердзенишвили: Помогло кандидату оппозиции выразить свое мнение более четко. Потому что господин Патаркацишвили, господин Саакашвили играли в нечестную игру и обе стороны показали себя не с лучшей стороны, я имею в виду войну компроматов и так далее. Другие кандидаты к таким методам не прибегали. Поэтому выход господина Патаркацишвили - это на руку грузинскому народу, за что мы его, кстати, благодарим.

Андрей Шарый: Он будет сотрудничать с оппозицией в случае победы кандидата Качечиладзе, как вы думаете?

Леван Бердзенишвили: Я думаю, что это возможно, но необязательно.

Андрей Шарый: Какую-то роль играют воспоминания об Ираклии Окруашвили, который застрял в Германии, Франции, не решен вопрос о его выдаче в Грузию предоставлении политического убежища?

Леван Бердзенишвили: Да, какую-то роль играет, потому что партия господина Окруашвили, которая только что оформилась, у них был съезд 15 числа, они участвуют среди девяти оппозиционных партий - это одна из партий. Поэтому, мне кажется, что господин Окруашвили как-то участвует в наших делах, но он не так влиятелен на сей день, как было в начале движения где-то в сентябре.

Андрей Шарый: Многие обозреватели пишут о том, что эта политическая кампания получилась небывало грязной в Грузии. Вы согласны с такими оценками? Если да, то почему так получилось?

Леван Бердзенишвили: Так получилось, потому что господин Саакашвили оказался грязным политиком. Потому что именно от его стороны идут все грязные вещи. Ни один из кандидатов, за исключением выбывшего господина Патаркацишвили, ни один из кандидатов не прибегает к грязным методам. И мне кажется, что слово «журналист» сегодня в Грузии воспринимается как нечто не совсем хорошее, удобное, потому что очень многие ваши коллеги поставили под вопрос вообще эту профессию, потому что они работают, я не могу даже объяснить, как, как работает «Рустави-2», «Мзе» - это позор для профессии.

Андрей Шарый: А как вы относитесь к ситуации на телекомпании «Имеди»?

Леван Бердзенишвили: К сожалению, телекомпания «Имеди» не вещает, вещает радио «Имеди». Мы надеемся, что будут какие-то переговоры и может быть откроется эта телекомпания, которая остается пока единственной надеждой для оппозиции. У оппозиции сейчас нет трибуны, если не считать маленького телевидения «Кавкасия», которое вещает только на BBC,а если откроется «Имеди», то я думаю, что это будет решающим фактором.

Андрей Шарый: Вы уверенно говорите о перспективах победы оппозиции. Однако представители власти говорят с той же убежденностью о том, что Саакашвили победит, если не в первом, то во втором круге обязательно. Вы как-то пытаетесь контролировать процесс выборов? Вы опасаетесь фальсификаций или вы считаете, что голоса считать будут честно в Грузии?

Леван Бердзенишвили: Конечно, голоса считать честно не будут. Они уже готовят «экзит-пулы», которые точно будут нечестными, потому что в них участвует телевидение и люди, которые запятнали себя и которых мы знаем не с лучшей стороны. Так что мы ожидаем, что будут использованы все 17 методов искажений и фальсификаций на выборах. Но если есть 17 методов, то существует 117 противоядий. Некоторые противоядия мы только что придумали и даже не оглашаем. Пока не смогли найти новые методы против этих противоядий. У нас нет представителей областных комиссиях и поэтому мы ожидаем главный удар фальсификаторов именно в областных комиссиях. Что касается защиты наших голосов, то все будет сделано со стороны оппозиции во всех комиссиях, участковых, Центризбиркоме, чтобы мы защитили свои голоса. Трудно представить, что можно так сфальсифицировать выборы, чтобы победил Саакашвили в первом туре. Что касается второго тура, то и в оппозиции, и в позиции, во всем народе знают, что во втором туре Саакашвили не победить.

Андрей Шарый: Что вам говорит политический опыт – 6 января Грузия проснется другой?

Леван Бердзенишвили: Нет, конечно. Я думаю, что Саакашвили, несмотря на поражение, объявит себя победителем. Поэтому Грузия проснется абсолютно такой же, как обычно - в войне, в борьбе, в противостоянии. Но на сей раз, мне кажется, мир нам поможет, чтобы мы защитили свои голоса и впервые в истории Грузии последних 15 лет изменить правительство путем выборов. Это будет первый такой случай, мы никогда не меняли правительство путем выборов, то у нас были революции, то восстания и так далее, а вот путем выборов, по-европейски – это будет первый раз, и это будет наш новый шанс. Грузия только сейчас вступает в новое тысячелетие. По календарю у нас 21 век, а по политически, я не знаю, какой век – 18-й, 19-й. Мы сразу сможем вступить в 21 век 5 числа.