Тимошенко обещает вернуть соотечественникам советские вклады

Обещания Тимошенко эксперты не советуют воспринимать буквально

Правительство Юлии Тимошенко обещает за два года вернуть гражданам вклады Сбербанка СССР, утраченные в результате распада Советского Союза. По предварительным оценкам, размер долга составляет 26 миллиардов долларов, и примерно шестую его часть кабинет министров собирается выплатить уже в нынешнем году.


Обещание вернуть пропавшие советские вклады было одним из главных лозунгов Блока Юлии Тимошенко во время предвыборной парламентской кампании. Если до 2010 года граждане не получат все свои сбережения, то, как заявляет премьер Тимошенко, ее команда уйдет в отставку. По предварительным оценкам экспертов, общая сумма вкладов может составить 26 миллиардов долларов, и четыре из них нынешнее правительство планирует выплатить в этом году. «Живыми» деньгами вкладчики смогут получить только до 200 долларов. Часть средств выплатят условно - на них можно будет приобрести товары и расплатиться по долгам за коммунальные услуги.


Через неделю на Украине начнется инвентаризация вкладов, сделанных в Сбербанк бывшего Советского Союза до 2 января 1992 года.


Директор киевского Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский прокомментировал инициативу правительства: «Как мне кажется, правительство сделало правильный шаг. Оно начало инвентаризацию реальных требований к бывшему Сбербанку. Это наверняка даст возможность каким-то образом сократить сумму по вполне понятным причинам - кто-то забыл про свою книжку, кто-то ее потерял. Когда случайно появится эта новая сумма долга, тогда, наверное, можно будет более или менее объективно говорить о сроках и механизмах возврата этих денег. Что касается источников, то понятно, что другого источника, кроме как украинского бюджета, не существует. В этой связи возникает вопрос. Куда лучше использовать деньги - то ли на возврат вкладов, хотя это политически и социально привлекательно, но экономически, наверное, не совсем эффективно, то ли использовать эти деньги, предположим, на те же самые инвестиции в экономике? Поэтому тут, я так думаю, что Юлия Владимировна попала в достаточно сложное положение. Потому что, с одной стороны, есть обещание электорату, есть, в общем-то, пропагандистская кампания, проведенная вокруг возврата вкладов Сбербанка. С другой стороны, существуют реальные проблемы экономики. Денег никогда не хватает, это понятно, с другой стороны, высокий инфляционный потенциал и потенциал ускорения инфляционных процессов в стране. Понятно, что, в общем-то, если масса денег будет очень сильно увеличиваться, а в последнее время она растет достаточно быстро, например, за счет социальных выплат, этим мы подталкиваем инфляцию».


Государственный бюджет предполагает компенсацию утраченных вкладов частично за счет приватизации. Украинская оппозиция отмечает, что в стране уже практически не осталось для продажи крупных предприятий.


Поэтому от правительства Юлии Тимошенко можно ожидать передела собственности, считает экономист, депутат Верховной Рады от оппозиционной Партии регионов Алексей Плотников: «Фактически сейчас правительство ищет возможности для того, чтобы не выплачивать то, что было объявлено. Уже строятся всякие рогатки, уже пытаются провести инвентаризацию, чтобы определить какие-то лимиты. Если говорить об источниках, то в бюджете реальных источников нет. Есть некие абстрактные призывы к тому, что средства от приватизации будут направлены на эти цели, но опять-таки неизвестно, что можно приватизировать под эти суммы. Поэтому, скорее всего, действительно, что-то отнимут, кому-то передадут. С этой точки зрения, процесс реприватизации вполне реален. Если мы вспомним, перед выборами в одном из украинских еженедельников была статья за подписью нынешнего премьер-министра, которая сказала, что ей плевать на имидж, главное, чтобы отобрать то, что было незаконно приватизировано, то я абсолютно допускаю, что начнется процесс отъема собственности, ее передела и передачи».


Во время первого премьерства в 2005 году Тимошенко удалось вернуть государству купленный за бесценок комбинат «Криворожсталь», одним из собственников которого был зять экс-президента Леонида Кучмы Виктор Пинчук. Впоследствии это предприятие продали с аукциона за более чем 1 миллиард долларов. Алексей Плотников не исключает, что судьба «Криворожстали» ожидает и ряд других крупных комбинатов, которыми владеют противники Юлии Тимошенко: «Вряд ли пострадают бизнесмены из ближайшего окружения премьер-министра. Скорее всего, это будут те представители бизнеса, которые в данном случае не являются проправительственными или пропрезидентским».


Президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко рассматривает два возможных варианта решения проблемы вкладов, и один из них касается компенсации со стороны России: «Есть два пути решения этого вопроса - это украинский бюджет, это украинская экономика и работа с Россией в отношении признания этих долгов. Еще в составе Советского Союза мы начали выпускать довесок к деньгам: бумажные купоны, талоны, которые замещали деньги. У нас денег было в три раза меньше, нежели тогда в России. Для того чтобы защитить товары, которые были на нашей территории, от наплыва денег оттуда, которые просто выметали. Там зарплата была приблизительно больше в 2-3 раза, просто деньги отсюда в то время были выметены, в том числе и со счетов Сбербанка. Это непростая проблема технически, но она решаема. Нужно садиться и решать».


Идею претензий к России поддерживают и некоторые депутаты пропрезидентской фракции «Наша Украина - Народная самооборона», которая входит в правящую коалицию. Так, лидер Украинской народной партии Юрий Костенко предлагает принять специальный закон «О признании обесценившихся вкладов украинских граждан в Сбербанке Советского Союза внешним долгом России как правопреемницы СССР». Такую инициативу многие украинские эксперты называют нереальной.


Директор киевского Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский считает: «С точки зрения политических и экономических реалий понятно, что Украина не сможет договориться с Россией о получении соответствующей суммы денег. Поэтому все эти вещи носят во многом политический характер и абсолютно нереалистичны. С другой стороны, в принципе, если мы вспомним как, скажем, делилось имущество бывшего Советского Союза, как распределялись те же самые балансы государственных институтов, обслуживающих весь Советский Союз, все советское экономическое пространство, то, в общем-то, мы должны четко говорить о том, что Россия, наверное, выталкивала какими-то своими действиями Украину из рублевой зоны. Поэтому тут есть вещи, которые можно обсудить чисто в историческом плане. Но, мне кажется, что на сегодняшний день это чисто политическое заявление. С моей точки зрения, если бы я был премьер-министром, я бы, честно говоря, покаялся перед народом и сказал бы, что по экономическим причинам все деньги вернуть мы не можем. Извините, лучше мы будем работать над повышением социальных стандартов и над экономическими реформами, от которых выиграют все».