Радиоблог. Музыкальные фестивали

Алексей Кузнецов: Сегодня у нас в гостях Соня Соколова, главный редактор интернет-сайта «Звуки.ру» (www.zvuki.ru). Совсем недавно в программе «Радиоблог» мы уже беседовали с Соней, и так нам эта беседа понравилась, что решили продолжить.



Екатерина Пархоменко: Да, нам действительно страшно понравилось запускать музыку в эфире, и мы решили, что для новогодних праздников, для каникул и для всеобщего хорошего настроения это очень неплохая идея – говорить о музыке и слушать музыку. Тем более что в блогах это очень популярная тема – кто что услышал, кто что увидел, скажем, на YouTube или на таких сайтах, и люди все время обмениваются какими-то ссылочками на музыку. И обдумывая, что я про это знаю, вспомнила, что даже фестиваль такой проводился Current music .



Соня Соколова: Да, он проводился несколько лет назад, и прошло даже несколько очень хороших фестивалей, на которых играли независимые музыканты. Инициатором и двигателем этого замечательного фестиваля был ЖЖ-юзер zurfreude.



Екатерина Пархоменко: А он у нас был в гостях, он же хозяин paparazzi.



Соня Соколова: Совершенно верно . Очень жаль, что сейчас этот фестиваль не проводится, потому что я считаю, что замечательная идея – собирать людей, которые музыку играют, сами в ЖЖ об этом пишут, как-то общаются с народом и сами же свой народ на фестиваль и собирают. По-моему, это более чем конструктивная идея, более чем конструктивный подход к делу.



Екатерина Пархоменко: Я помню, что популярно было невероятно это, во всяком случае вот это уж мимо меня не проходило.



Соня Соколова: К сожалению, одна из проблем подобных фестивалей заключается в том, что туда все друзья и знакомые Кролика приводят всех своих друзей и знакомых, и они глубоко убыточны. Подобные начинания либо должны каким-то образом поддерживаться…



Екатерина Пархоменко: Может быть, их «Суп» спонсирует наконец?



Соня Соколова: Да, это здравая идея, по-моему, ее надо подкинуть zurfreude и создать какую-то ситуацию, при которой на фестивале появятся постоянные спонсоры, которые будут год от года выделять на него фиксированные средства.



Алексей Кузнецов: Сейчас так много фестивалей музыкальных, у каждого по несколько спонсоров, ниши в этом мире, по-моему, очень сильно заняты. Может быть, из-за этого не удается или просто не занимались специально вопросами спонсирования?



Соня Соколова: Я не могу с вами согласиться, потому что наш фестиваль проходит уже много лет без спонсоров, более того, мы этим горды. Потому что поставить на афише фестиваля какое-нибудь пиво – дело нехитрое, но мы отлично знаем, во что такие фестивали превращаются, и мы очень хорошо знаем, что наша аудитория - это как раз та самая аудитория, которая более всего подвергнута пивному алкоголизму… это же действительно дети, это молодые люди. И с младых ногтей приучать их к тому, что музыка равняется пиву или музыка равняется крепким спиртным напиткам я, например, не считаю нужным. А вместе с тем это наиболее популярные спонсоры в этой фестивальной индустрии.



Екатерина Пархоменко: Может быть, вы нам расскажете чуть-чуть, какие есть самые популярные музыкальные сообщества. Про одно я знаю, называется download_cd .



Соня Соколова: Это сообщество, которое всячески пропагандирует свободное скачивание, идею распространения музыки бесплатно за счет музыкантов и тех, кто их производит, поэтому я не склонна его пропагандировать. Оно действительно популярно. Я должна сказать, что любые другие вариации, любые другие аналоги создания CD -комьюнити, в которых люди обменивались бы винилом, либо CD , либо какими-то своими коллекциями, безусловно, завоевывает все большую популярность. Например, есть замечательное совершенно комьюнити американское old _ vinyl , в котором я состою и в котором люди обмениваются старыми виниловыми пластинками, прекрасная совершенно вещь. Причем интересно, что там люди разработали даже градацию степени сохранности пластинок и создали некоторую оценку того, что выставляется на продажу. Там есть среди модераторов некоторые люди, которые следят за тем, чтобы и покупатели, и продавцы, и те, кто обменивается пластинками, были по отношению друг к другу максимально корректны и друг друга, что называется, не накалывали. Но это скорее такие нишевые проекты, которые далеки от мейнстрима. Безусловно, Новый год, всем очень нравится подводить итоги, что я всего самого хорошего послушала, у нас позади сейчас Новый год, поэтому интересно говорить, наверное, об этом. На протяжении нескольких лет, с 2004 года, существует в ЖЖ комьюнити best _ of , то есть каждый год заводится новое комьюнити best _ of _2006, 2007, 2005, и в нем любой участник этого комьюнити может выставить свою пользовательскую десятку самых лучших альбомов года. Ссылки могут стоять на альбомы, могут не стоять, все мы люди разумные, знаем – кому-то совесть не позволяет скачивать бесплатно, кто-то скачивает за деньги, кто-то просто купит пластинку в магазине, но, так или иначе, это очень хорошее отражение общественного интереса. И любопытно, что я всегда раньше думала, что участники этого комьюнити – это все-таки люди, которые отдают предпочтение инди-музыке, что логично было бы, но вместе с тем, когда я в этом году зашла в обновленный уже лист комьюнити, я выяснила, что буквально на каждые пять листов приходится шестой с обязательным джаз- или поп-репертуаром. Это очень любопытно, это значит, что составлением подобных чартов начали заниматься уже не только музыкальные журналисты или люди, которые всерьез, профессионально занимаются музыкальными изысканиями в сети, но и простые слушатели, и любители популярной музыки. С моей точки зрения, более чем здравая тенденция, потому что она позволяет нам, будучи оторванными от центральных каналов, от вот этих форматных СМИ, о которых мы так любим или не любим говорить, тем не менее получать хорошую адекватную новую информацию, адекватный поп-продукт. Любопытно, что в этом году я из чартов пользователей нашла около 20 пластинок, часть из которых сегодня со мной, которые представляют музыку самую разную, и вместе с тем она вполне может быть в самом широком смысле этого словам популярной.



Алексей Кузнецов: Ну, раз так, может быть, тогда и послушаем что-нибудь?



Соня Соколова: Да, я предлагаю замечательный альбом Мадлен Пейру, это новый альбом джазовой исполнительницы, который она выпустила с 2006 на 2007 год, под декабрь. Альбом джазовых кавер-версий Сержа Генсбура, Кейджа и Тома Уэйтса, прекрасные, добрейшие хиты и, наверное, начать имеет смысл с такого благожелательного и знаменитого хита Smile .



Звучит песня Smile в исполнении Мадлен Пейру.



Екатерина Пархоменко: Ты описываешь комьюнити, где люди составляют свои чарты, а сама тоже составляешь такой чарт?



Соня Соколова: Год от года, на протяжении 11 лет, 30 декабря вывешиваем редакторский чарт под названием «Лучшее» - и через апостроф название года. Кошмар заключается в том, что у нас 12 номинаций: «альбом года», «дебют года», «сингл года», «концерт года», «радость года», разочарование года», «исполнитель года»... То есть на самом деле очень разные. Естественно, некоторое количество номинаций, которые мы добавляем специально каждый год, чтобы это было интересно наблюдать. Составляет его редакция при участии самых активных пользователей портала, в том числе активных пользователей комьюнити «Звуки.ру». Забавно, что в этом году уже все итоги подведены, а мы до сих пор находимся в сомнении, почему же нам было так сложно выбрать «разочарование года», хотя происходило очень много всего. Все музыкальное сообщество обсуждало развал журнала Play . Все музыкальные журналисты с пеной у рта доказывали друг другу, что в этом году эмо-тусовка чрезвычайно активна и заполонила все эфиры, все, что только могла, всю прессу.



Екатерина Пархоменко: А это что такое?



Соня Соколова: Эмо – это такие несчастные розово-черные дети, которые выглядят, как свежеоткопанные… такой свежеоткопанный молодняк, еще не готичный, но уже не гламурный, серединка на половинку.



Екатерина Пархоменко: И музыка соответствующая?



Соня Соколова: Музыка соответствующая.



Екатерина Пархоменко: Она грустная?



Соня Соколова: Она трагическая.



Алексей Кузнецов: Так вы все-таки «разочарование» определили?



Соня Соколова: Мы «разочарование» для себя, безусловно, определили. Мы считаем, что очень жаль, что reunion Led Zeppelin состоялся не в России, для нас это действительно огромная трагедия.



Алексей Кузнецов: Несколько надуманное разочарование. То, что он состоялся, это же счастье и праздник для всех.



Соня Соколова: То, что состоялся, это радость года, безусловно.



Алексей Кузнецов: То есть это одновременно и радость, и разочарование?



Соня Соколова: Да. Известно, что группа сыграла свой знаменитый концерт Reunion , но не доедет в ближайшее время ни до России, ни до Европы, потому что на гастроли не собирается. Вот это, конечно, очень жаль. Есть несколько других кандидатов на пост, не менее ярких, со всех точек зрения ярких, потому что в этом году удивительным образом так и не восстал для музыкальной общественности из руин знаменитый музыкальный дворец на Горбушке. Ожидалось, что в этом году будет красивый перезапуск этой концертной площадки, но, к сожалению, ничего интересного не случилось. Все меломаны ждали, что появится новый адекватный зал, в котором можно будет при хорошем звуке что-то слушать в формате «не для всех», но, к сожалению, там поселился опять русский рок со всеми его неприятными особенностями, то есть с пивной толпой, этого, безусловно, жаль. Жаль, что в этом году конкурс Чайковского не преподнес ожидаемых новых имен, все-таки все, что в этом году там звучало, нас не порадовало. Но это скорее из серии мелких досад, то есть такой большой трагедии в этом году, слава богу, нет.



Екатерина Пархоменко: Пожалуй, это большим разочарованием не назовешь.



Соня Соколова: Да, большим разочарованием все это не назовешь, поэтому уже этот факт, с моей точки зрения, свидетельствует о том, что у нас все хорошо.



Екатерина Пархоменко: Год был удачным.



Соня Соколова: То есть, согласитесь, нас посещают хорошие музыканты, по-моему, в Россию в этом году не приезжал только ленивый. Мы принимаем у себя звезд первой величины во всех жанрах, сами проводим фестивали с таким размахом, что позавидовала бы любая империя «золотых веков» и в этом отношении, по-моему, для музыкальной общественности пища для размышлений, безусловно, была.



Алексей Кузнецов: Альбом года как определили?



Соня Соколова: У нас альбом года получила певица Миа, но, пожалуй, для Радио Свобода тяжеловата барышня будет. Тем более рэп в такой сильной цельнометалической оболочке - наверное, не самые хорошие рождественские песнопения, которые можно предложить. Но у меня есть свои кандидаты, в частности, прекрасная австралийка Тори Эймос, которую я в этом году имела счастье наблюдать на джазовом фестивале в Монтрё. Она в этом году вышла с прекрасным совершенно альбомом American Doll Posse . Я этот альбом с собой с удовольствием принесла и предлагаю послушать.



Алексей Кузнецов: То есть это вступает в некое противоречие с официальной версией сайта «Звуки.ру»?



Соня Соколова: Официальной позицией редакции, да.



Алексей Кузнецов: Главный редактор сказал: а у меня свое мнение.



Соня Соколова: Согласитесь, что это правильно.



Алексей Кузнецов: Это демократично.



Звучит песня в исполнении Тори Эймос.



Екатерина Пархоменко: Время от времени по блогам пробегают музыкальные «вирусы», я бы сказала. Какое-то время тому назад это была знаменитая финская полечка, а в этом году «Гитар, гитар». Петр Налич записал клип, который стал просто тайфуном в ЖЖ. Люди, которые никогда не интересовались музыкой, его слушали, постили в «журналах» и так далее, и даже анализировали текст некоторые филологи. Что ты думаешь по поводу такого рода вещей?



Соня Соколова: Несколько лет назад мы сами запустили подобный «вирус», стали, точнее, пособниками запуска такого «вируса», это песня «Совы нежные». Слышала такую?



Екатерина Пархоменко: Да, конечно.



Соня Соколова: Ну вот, откопал один из журналистов «Звуков.ру» совершенно случайным образом, провел целое расследование, нашел авторов оригинального текста, выяснилось, что это девушка, филолог-славист, которая в свое время закончила Сорбонну и на полном серьезе написала такую псевдорусскую песню. Я считаю, что это классная, здоровая тенденция, потому что согласитесь, что когда говорят о так называемом «городском фолке», люди не очень понимают, что они имеют в виду, потому что фолк – это либо что-то безумно архаичное, либо это что-то, что представляют собой упопсованный вариант простых роковых баллад, что-то, что можно в состоянии веселого подпития подпевать у веселого стола с друзьями. С моей точки зрения, такие «вирусы» прекрасно закрывают нишу городского фолка, потому что, во-первых, они действительно очень быстро подхватываются и приобретают поистине эпический размах. Во-вторых, они замечательно сплачивают самые разные массы, потому что вот эту песню я уже слышала в таком количестве исполнений, было такое количество кавер-версий, что меня это даже уже перестало удивлять. И в-третьих, такая здоровая ирония, которая лежит в основе самого распространения этих «вирусов», потому что мы же это делаем несерьезно, мы не пытаемся этим всерьез восхищаться, это основа вот этого информационного мемо, который сам «вирус» и генерирует, то есть он апеллирует к нашей здоровой способности иронизировать. Это прекрасно.



Алексей Кузнецов: То есть это даже не вполне вирус, а скорее некая прививка от других вирусов.



Соня Соколова: Почему? Ведь распространяется же.



Алексей Кузнецов: Хорошо, и прививка тоже может распространяться, ничего страшного-то нет.



Екатерина Пархоменко: А какие-нибудь шансы у такого рода музыкантов, которые вот так попадают вдруг… вроде Налича и его компании?..



Соня Соколова: Наши наблюдения свидетельствуют о том, что не большие, чем у «Фабрики звезд». То есть это разовая популярность, очень быстрая, те самые уорхолловские пять минут славы…



Екатерина Пархоменко: И все, и до свидания.



Соня Соколова: …которая мгновенно человека покидает. Мало того, уже никто не помнит имен буквально через несколько месяцев.



Алексей Кузнецов: Но некоторые их просто и не знают.



Екатерина Пархоменко: На самом деле я помню, что я тоже пошла поискать - а что еще, какие еще записи этого есть в сети, и была сильно разочарована, потому что ничего такого, что я могла бы показать товарищам, френдам продемонстрировать, я не нашла.



Алексей Кузнецов: А эти «вирусы» не вызывают лавинообразного желания подражать?



Соня Соколова: Скорее, лавинообразного желания прославиться на этом же месте. Я с большим удовольствием наблюдаю за скоростью развития My space , поскольку My space подогревается фактически двумя-тремя легендами о том, что кто-то выложил на него однажды запись, например, группа Arctic Monkey или та же Лили Аллен, выложили туда свой дебютный альбом, таким же вирусным способом распространились и мгновенно стали популярными, записали контракт с лейблом. Только обращаю внимание: после этого обычно всегда следует финал – записали контракт с лейблом. Интересно, что на этих золушкиных историях держится вся эта «вирусная» индустрия, то есть все эти музыканты на полном серьезе ждут, что сейчас кто-то придет и им поможет. Интересно, что их во многом объединяют далеко на жанровые особенности, даже не характер их музыки, лирики, вдумчивости или, наоборот, веселости того, что они производят, это именно надежда на случайный успех.



Екатерина Пархоменко: Но такое происходит, тем нет менее?



Соня Соколова: Иногда, безусловно, происходит. Я именно поэтому и говорю, что очень здорово, что настолько активно развивается именно эта область творчества, потому что раньше все эти люди писали в стол, им просто некуда было банально все это выложить.



Екатерина Пархоменко: А сейчас у них есть шанс на эту аудиторию.



Соня Соколова: У них есть прекрасный шанс. И то, что сама по себе блогерская среда генерит, помимо собственно музыкантов, еще и критиков, потому что ведь нас хлебом не корми, дай посудачить на эту тему, это же тоже прекрасно. Вы представить себе не можете, какие замечательные журналисты оттуда приходят, из блогерской среды мы в последнее время получили не менее 20 авторов, отличных совершенно, причем далеко не из комьюнити paparazzi нашего нежно любимого, потому что люди, которые пишут в комьюнити paparazzi «ищу работу, претендую на зарплату 1200 долларов» - это гораздо худшие кандидаты, нежели люди, которые пишут «знаете, я тут съездил на музыкальный фестиваль и вот я сейчас вам о нем расскажу». Интересно, что самые ценные авторы находятся именно в таких потаенных углах, это исследователи, которые сами занимаются совершенно бескорыстно, альтруистически поиском любопытной музыки. Именно такие пытливые люди нам и нужны и именно таких людей мы и разыскиваем.



Екатерина Пархоменко: А что у нас еще есть сегодня?



Соня Соколова: А вот это уже предмет моего исследования. Это то, что я случайно совершенно нашла. Приехала я в город Лондон накануне фестиваля All Tomorrow Parties и вижу пластиночку, на которой нарисован цирк и, в общем-то, больше ничего. Написано Unfairground . Картиночка скромненькая, довольно скучненькая – цирк уехал, клоуны остались. Начала раскапывать. Оказывается, человек - очень известный продюсер и просто сам для себя под гитарку что-то такое записывает с небольшим набором музыкантов. А он при этом раскручивает потрясающе известные коллективы, причем самые разные, электронику всевозможную. Автор проекта Unfairground Кевин Эйерс, знаменитый журналист, в чем-то коллега Мэрилина Мэнсона, который не только музыку изучает, но и знает, как ее делать. Если это новый городской фолк, то вот человек, который подходит к нему творчески и пытается его не только изучать, но и сам его творит.



Звучит песня в исполнении Кевина Эйерса.



Алексей Кузнецов: Ну что же, мы вам можем пожелать после этого исполнения больше Мэрилинов Мэнсонов хороших и разных.



Соня Соколова: Спасибо!



Алексей Кузнецов: И в качестве журналистов, и в качестве исполнителей.



Екатерина Пархоменко: Спасибо, Сонечка! У нас в гостях сегодня был главный редактор сайта «Звуки.ру», исследователь в том числе и блогосферы на предмет поиска там не только музыки, но и музыкальных журналистов Соня Соколова.



Соня Соколова: Всех с Новым годом! Всем хорошей музыки!



Екатерина Пархоменко: И с Рождеством!