Можно ли спасти белых медведей

Белый медведь в Берлинском зоопарке

Белый медведь – крупнейший на Земле сухопутный хищник. Сегодня он может стать первым видом, занесенным в Красную книгу из-за угрозы климатических изменений. Но виноват не только климат. За время освоения Арктики люди уничтожили около ста пятидесяти тысяч белых медведей.


Заместитель директора заповедника «Остров Врангеля», старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции Никита Овсяников уже 17 лет занимается изучением поведенческой экологии белого медведя.


– Популяция мировая белого медведя оценивается в 20-25 тысяч животных. Но это приблизительная, скорее экспертная оценка, чем результаты реального учета численности. Потому что посчитать белых медведей, живущих на дрейфующих льдах – это задача практически не выполнимая. Потому что Арктика огромная, распространение медведей на льдах широко и провести такой учет, который возможен для наземных животных, для копытных, для которых возможно аэрофотосъемка, для белых медведей это не работает, возможны только выборочные учеты. И для разных секторов Арктики эти данные доступны с разной точностью. Скажем, наиболее точные представления о численности белых медведей есть для популяции самого южного Гудзонова залива, потому что там много лет проводятся интенсивные исследования, там порядка 80% медведей перемечены. Это данные очень точные. Но оценить популяцию медведей в высокоширотной Арктике в принципе невозможно. Сейчас в мире насчитывается 19 географических популяций белого медведя, это значит, что мишки не ходят произвольно по льду и не дрейфуют по всей Арктике, медведи каждого района живут именно в этом районе. Большее количество таких географических популяций выделяется для североамериканского, то есть для канадского и гренландского секторов Арктики. В российской Арктике только три таких географических популяции – это западная, которая населяет акваторию Баренцева и Карского морей, центрально-сибирская или популяция моря Лаптевых и чукотско-аляскинская, то есть самая восточная популяция, которая, кстати говоря, по размерам медведей самая крупная и эта популяция находится в юрисдикции России и Соединенных Штатов.


Конечно, существует обмен, конечно, границы популяций размыты. Вот эти данные о привязанности медведей к своим регионам основаны на мечении самок, а самки, тем более самки с детенышами - это наиболее консервативная группа в популяции медведей, пространственно консервативная. Мечение самцов, которых можно отслеживать со спутника в течение длительного времени, не проводится, потому что у медведей такое соотношение толщины шеи и головы – ошейники на них не держатся, они соскакивают. Поэтому мечение происходит почти исключительно в отношении самок. Если бы нам удавалось метить самцов, может быть, картина была немножко иной.


Основная экологическая активная зона для них - это кромка дрейфующих льдов и районы континентального шельфа, которые биологически наиболее продуктивны. Они предпочитают жить на крепком льду, им нужна хорошая платформа. Но в целом медведи привязаны к кромке льдов. Там больше морского зверя, собственно то, что медведю и нужно. Еще ему важно для полного жизненного цикла то, что самки, готовящиеся стать матерями, должны выходить на сушу, чтобы залечь в берлоге.


– Белые медведи не могут проводить все время на льду и в воде, им необходима суша, чтобы произвести потомство?


– Могут. Случаи залегания в берлогу на льду есть, они известны. Это точно установлено, наблюдением за меченными спутниковыми передатчиками медведицами. Но залегание в берлоге на льду связано с большим риском, так же как дрейфующая ледовая станция. Лед начал ломаться, станцию надо эвакуировать. Если медведица лежит на льду, а этот лед начинает торосить, то ее может выгнать из берлоги раньше времени.


Медведицы залегают обычно в октябре, роды у них происходят в декабре-январе. Массовое вскрытие берлог начинается после 20 марта. Конечно, есть отдельные случаи, когда медведица гораздо раньше выходит из берлог. Но это, как правило, связано с тем, что зверь в плохом физическом состоянии, не может лежать долго, израсходовал свои запасы. Причем у белого медведя залегают в берлоге только беременные медведицы и только для того, чтобы родить. Может быть, это даже парадоксально, что северный медведь, живущий в полярную ночь в высокой Арктике, не ложится в спячку, как его ближайший родственник бурый медведь. Все медведи и самцы, и самки, и самки с детенышами, и молодые звери охотятся на льду в течение всей полярной ночи - это их охотничий сезон.


Свет и в течение полярной ночи есть, потому что есть северное сияние, есть луна, но в относительной темноте они ориентируются не только зрением, но слухом и обонянием. Кроме того снег белый, он любой свет отражает и какая-то подсветка все равно есть. Добыть свою основную добычу нерпу они могут только со дна. Нерпа морское млекопитающее, но она дышит воздухом, ей надо подниматься, чтобы вздохнуть, причем подниматься часто. Нерпа поддерживает постоянно лунки, через которые она дышит и может выходить на поверхность льда. Причем она поддерживает их регулярно и должна подниматься, по крайней мере, каждые несколько часов. И на этом собственно основан способ охоты белого медведя, так же как способ охоты эскимосов, когда они у активной лунки в течение длительного времени поджидают, и когда нерпа подплывает к лунке, добывают ее. Если лед исчезает, тогда у белых медведей начинаются проблема. Сейчас как раз в связи с сокращением ледового покрова и отступлением в летний период кромки сплоченных льдов на север, медведи теряют свои оптимальные охотничьи места обитания. Сейчас они либо вынуждены уходить с отступающим льдом на большие глубины, либо переживать безледовый период на берегу, и таким образом они оказываются в неблагоприятных условиях, не находят достаточно корма, не могут охотиться.


– Вдали от шельфа на больших глубинах у белого медведя серьезные проблемы с кормом?


– Это вопрос, который сейчас надо исследовать. При нормальной ледовой обстановке, то есть когда лед простирается далеко и в летнее время из зоны шельфа не выходит, это действительно так. Это хорошо видно с бортов ледоходов. Вы проходите кромку сплоченных льдов заглубляетесь во льды центральной Арктики и там никаких животных уже нет, просто это ледовая пустыня. Океан закрыт льдом, нет аэрации, меньше планктона, меньше рыбы, соответственно меньше нерпы и медведю там просто нечего делать, потому что нечего есть.


– Как медведь взаимодействует с человеком?


– За всю историю освоения Арктики случаи нападений медведя на человека единичны. А случаи, когда человек убивал белого медведя – их сотни тысяч. В свое время русский зоолог Савва Михайлович Успенский проводил такие расчеты, что за период освоения Арктики было убито не менее 150 тысяч белых медведей. То есть в этой встрече белого медведя с человеком жертвой оказывается не человек, а медведь. Я этим вопросом занимался специально, поскольку занимался поведенческой экологией. Метод работы состоит в том, что я живу среди медведей белых там, где их много. Поэтому при любом желании я не мог бы избежать встречи. Я относился к ним как к некоему материалу для исследований. Этот материал - это сотни моих персональных взаимодействий с белым медведем и так же информация, полученная от других людей. На основании этого материала я могу сказать, во-первых, что белый медведь очень боязливый зверь и реально управлять этими взаимодействиями между человеком и белым медведем достаточно просто.


– В каких ситуациях белый медведь действительно опасен для человека?


– Есть в принципе четыре типа ситуаций, когда конфликт или нападение белого медведя возможен. Медведь опасен, это – крупный хищник с огромной силой. Но для того, чтобы белый медведь напал, его надо спровоцировать. Основная реакция белого медведя на человека - это страх, в большинстве случаев панический страх, зверь просто убегает, обнаружив присутствие человека. Первый тип ситуации, когда конфликты или нападения возможны - это когда человек делает что-то такое, что снимает этот страх у медведя, позволяет ему находиться вблизи человека. Белый медведь приходит, например, на полярную станцию или к борту судна и его начинают с этого судна кормить. Зверь умный, он с первого предъявления, видя, что это не страшно, отсюда дают еду и в следующий раз, когда увидит человека, просто бежит к нему, потому что ожидает, что и в этот раз ему дадут пищу. Типичная ситуация на полярных станциях и во многих поселках, она отражалась неоднократно в прессе, когда фотографировали мишек, которых кормят с руки. Таким образом подставляют и зверя, и человека, потому что рано или поздно эта ситуация приводит к конфликту. Чтобы такого не случилось, зверя нужно отпугивать при первом же его появлении.


Второй тип ситуации - это внезапная встреча. Человек живет в охотничьей избушке или просто где-то в доме в поселке, выходит на крыльцо, не осмотревшись, а там оказался белый медведь в это время, потому что они приходят к жилью человека, они обследуют все объекты, которые встречаются в Арктике на их пути, белый медведь может напасть просто из страха. Вы вышли на крыльцо и оказались в двух метрах всего или оказались между самкой и ее детенышами. Медведь будет защищать себя и может проявить такую защитную агрессию, ударить или укусить. А сил у него достаточно, чтобы одним ударом убить человека, например, сломать ему позвоночник. Рецепт очень простой: будьте внимательны, если вы выходите, сначала осмотритесь, произведите какие-то звуковые сигналы, которые медведя могут напугать.


Третий тип ситуации - это ошибка медведя в опознавании объекта. Для белого медведя морское млекопитающее - это темный объект на белом льду или пустынном берегу. Если белый медведь видит такой объект, то он как охотник стремится скорее его поймать. Если человек находится неподвижно или малоподвижно на льду или на берегу, он тоже выглядит издалека для белого медведя как жертва. Это может спровоцировать нападение просто потому, что медведь ошибся. Опять-таки рецепт поведения простой: не изображайте из себя жертву, не изображайте из себя морское млекопитающее. Меня иногда спрашивают: хорошо, идти по льду это не опасно? Медведь может напасть. Он не нападет на активно двигающегося человека, белый медведь сам боится и сам убегает. А если человек сидит неподвижно или спит в палатке на льду, тогда медведь может напасть, тогда надо принимать специальные меры предосторожности.


Есть четвертый тип ситуации, он уже относится к сфере психологии. Если человек демонстрирует страх, например, убегает или уходит, он может подсказать медведю, который до этого не собирался атаковать, идею попробовать напасть. Вообще во всем животном мире отступление действует на уровне стимула, который вызывает автоматическую реакцию.


Уход вызывает реакцию преследования или нападение. Если вы не уходите, а твердо стоите в каком-то напряженном агрессивном виде, показывая, что вы готовы защищаться - это уже вызывает, по крайней мере, осторожную реакцию. Я всем рекомендую иметь с собой перцовый спрей, в случае острого конфликта на короткой дистанции это средство практически стопроцентно работает. Ни один из тех медведей, которым мне приходилось в критических обстоятельствах давать в нос порцию спрея, потом даже не пытались подходить и возвращаться. Это очень сильный болевой агент для них, который их не убивает, но учит раз и навсегда избегать человека. Так что на самом деле миф о том, что белый медведь это агрессивный монстр, который если приближается к вам, только для того, чтобы убить - это неправда. Белый медведь очень деликатный, пугливый зверь, управлять поведением которого при встрече можно и даже достаточно просто, если знать эти правила.