«Как бы там ни было, грузинский кризис не закончится»

«Новый лидер приходит и обещает то, что обещал предыдущий. Этого хватает на несколько лет»

Каковы перспективы развития ситуации в Грузии? Своими соображениями на этот счет делится руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев:


- Господин Саакашвили - достаточно жесткий лидер и способен на жесткие действия. Поэтому я думаю, в случае активных действий со стороны оппозиции возможны силовые действия властей. Но в целом, независимо от исхода событий, это не будет означать конца нестабильности.


Это касается не только Грузии, но и Латинской Америки, и Африки. В странах, где нет значимых экономических ресурсов, где нет объективных оснований для экономического и социального благополучия, очень часто политика напоминает замкнутый круг от одной дестабилизации к другой. Приходит лидер, обещает навести порядок, покончить с коррупцией - этого запаса хватает на несколько лет, потом население понимает, что ничего не изменилось, и все идет по кругу.


На мой взгляд, Грузия последние 17 лет идет именно по этому бесконечному кругу, когда следующий новый лидер обещает все то, что обещал предыдущий. Проходит несколько лет и выясняется, что обещания реализовать нельзя, и все идет по новой. При этом страна неоднородная, есть масса маленьких субэтнических групп, есть довольно развитые клановые отношения. И в рамках небольших конкретных территорий внутри самой Грузии есть нерешенная проблема Южной Осетии и Абхазии, которая постоянно подпитывает националистические отношения. Поэтому, на мой взгляд, учитывая ментальность грузинского народа, который склонен к бурным проявлениям своей политической активности, конца грузинского кризиса в ближайшее время ожидать не стоит.


- Оппозиция обвиняет власти в том, что итоги выборов сфальсифицированы, по крайней мере, на многих участках. Как, на ваш взгляд, проводилась эта кампания? Действительно ли власть сумела переиграть оппозицию, или все-таки оппозиция получила столько, сколько ей дал народ?


- На мой взгляд, оценивать результаты выборов в Грузии с точки зрения адекватности очень сложно. Мы понимаем специфику территории страны. Можно ли организовать эффективное международное наблюдение? Да, оно присутствовало, но не на всех участках, а только на части территории, в основном в городах.


Существует большое количество методов, которые даже в рамках выполнения формальных процедур (когда вовремя открываются и закрываются участки, подписываются протоколы) позволяют проводить определенные манипуляции. На мой взгляд, информация, которая есть, недостаточна. Если говорить о прошлой кампании президентских и парламентских выборов, то, конечно, полученный тогда Саакашвили и национальным движением процент выглядел, для демократических стран немножко странным, слишком подавляющим.


Что касается нынешней ситуации, данные оппозиции и власти в ходе подсчетов были прямо противоположные. Вначале речь шла о том, что Саакашвили отстает, что будет второй тур, а потом официально объявляется, что Саакашвили побеждает. Ситуация неоднозначности создает только дополнительные вопросы. А никакого реального, прозрачного ответа нет.