Буш призвал ОПЕК увеличить производство. Саудовская Аравия «думает»

Президента США принимали вежливо, но обещали мало



В среду завершается восьмидневная поездка президента Буша по ближневосточным столицам. Главными задачами президента была активизация израильско-палестинского мирного процесса и создание антииранской коалиции в регионе. Но под занавес турне тревожные домашние экономические новости настигли президента в Саудовской Аравии. И главной новостью заключительной части поездки президента стал его мягкий призыв к странам - членам ОПЕК подумать о необходимости увеличения производства нефти, с тем чтобы попытаться сбить цены на горючее, которые могут подтолкнуть Соединенные Штаты к рецессии: «Я надеюсь, что ОПЕК рассмотрит возможность повышения уровня производства. Ведь если пострадает экономика страны - главного потребителя, это приведет к уменьшению закупок и продажи нефти и газа», - сказал президент США.

На вежливый призыв саудовский министр ответил столь же вежливо и неопределенно. Его страна, сказал он, подумает об увеличении производства нефти, если этого потребуют рыночные условия. «Джентльменский обмен мнениями» стал символом ближневосточных встреч президента Буша. Во время поездки, которую некоторые американские наблюдатели назвали сильно запоздавшей, президент Буш призвал Израиль покинуть оккупированные территории и первым из американских президентов ясно сформулировал план сосуществования двух государств – израильского и палестинского, назвав даже крайний срок осуществления этого плана – конец нынешнего года. Но на свой призыв к региональным столицам сделать шаг к улучшению отношений с Израилем, с тем чтобы помочь в мирном процессе, президент Буш получил вежливый, ничего не обещающий ответ. Тем же, по крайней мере формально, закончились попытки Джорджа Буша добиться поддержки американских арабских союзников в противостоянии с Ираном.


Как оценивают результаты этого самого продолжительного международного турне президента американские аналитики? Об итогах поездки Буша говорит директор программ региональной стратегии Никсоновского центра внешнеполитических исследований в Вашингтоне, бывший помощник советника по вопросам национальной безопасности США Джэффри Кемп:


- Я полагаю, хорошая новость состоит в том, что президент Буш пошел дальше своих предшественников, призвав Израиль вернуться к границам 1967 года, что устранит одно из важных препятствий на пути к созданию жизнеспособного палестинского государства. Причем Буш сделал это в присутствии обоих лидеров – Ольмерта и Аббаса, которые, похоже, действительно хотят сотрудничать друг с другом в поисках мирного решения палестин-израильского конфликта. Буш сделал шаг вперед – и это хорошая новость. А плохая состоит в том, что заявление Буша о возможности заключения мирного соглашения еще до конца этого года – красивые слова, далекие от реальности. Потому что и у премьер-министра Израиля, и у президента Палестинской автономии очень шаткие позиции. Пока не будет решена проблема Газы, на которую власть Аббаса фактически не распространяется, он не может давать обещания и подписывать соглашения от имени палестинского народа. И пока Ольмерт не одержит верх над консервативными силами и не эвакуирует все израильские поселения с территорий, принадлежавших до 1967 года палестинцам, никакого соглашения не будет.


- Так много «если»… В чем же тогда достижения визита Буша?


- Лучше что-то, чем ничего. А это что-то – сам факт поездки Буша. Конечно, ради заявлений можно было и не ездить на Ближний Восток. Но никто и не ожидал значительного прорыва в этом вопросе.


- Удалось ли президенту создать антииранскую коалицию арабских государств?


- Когда я работал в администрации президента Рейгана, и когда Госсекретарь Александр Хейг совершил поездку по ближневосточным странам в апреле 1981 году, американская администрация пыталась сделать то же самое – создать стратегическое взаимопонимание между проамерикански настроенными арабскими государствами, для которых главной опасностью тогда считался Советский Союз. И я был свидетелем того, что в частных беседах лидеры арабских государств выражали согласие с министром обороны США, но в публичных выступлениях все они говорили, что проблемой номер один является арабо-израильский конфликт. Я думаю, что сейчас происходит то же самое: в переговорах за закрытыми дверьми арабские лидеры признаются, что так же озабочены иранской экспансией, как и США, но на публике они этого не говорят, поскольку они соседствуют с Ираном. Они по-прежнему утверждают, что палестино-израильский конфликт – это первая проблема, которую США должны решить.


- Итак, каковы же общие результаты поездки Буша?


- Я бы сказал, что, в общем, результаты скорее положительные. Например, посетив Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовскую Аравию, Буш не столкнулся с особыми трудностями даже тогда, когда публично говорил о необходимости проведения в них демократических реформ. Обычно президент привозит из заграничных поездок какие-либо договоры. Единственный договор, который удалось заключить Бушу, - это 20-миллиардный контракт на продажу Саудовской Аравии американского оружия.


Буш заявил, что, по его убеждению, арабские лидеры хотят создания палестинского государства, которое бы мирно сосуществовало с соседним Израилем. Завершающая встреча ближневосточной поездки президента Буша состоится в среду в египетском Шарм-аш-Шейхе с президентом Египта Мубараком. Но никаких значительных результатов от этой встречи не ожидается. Некогда близкие отношения между двумя союзниками явно охладились после американской критики антидемократического уклона египетского режима.