Ученые доказали: «Джоконда — это Джоконда»

В разное время предполагалось, что на картине изображены самые разные лица, включая самого Леонардо да Винчи

Немецкий ученый, руководитель проекта при библиотеке Гейдельбергского университета доктор Армин Шлехтер (Armin Schlechter) возглавил группу сотрудников библиотеки, чьи исследования доказали, что на знаменитой картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза» действительно изображена третья жена флорентийского торговца Франческо дель Джокондо Лиза Герардини. Такой вывод позволило сделать изучение заметок на полях книги, владельцем которой был знакомый с художником флорентийский торговец.


Армин Шлехтер родился в 1960 году в Гейдельберге, где получил филологическое и историческое образование. Специалист по средневековым манускриптам. Работал в библиотеках Карлсруэ и Франкфурта-на-Майне, до конца 2007 года возглавлял в библиотеке Гейдельбергского университета отдел рукописей и старинных изданий с 80 тысячами единиц хранения. Автор многочисленных научных трудов, преподаватель германистики.


Об Армине Шлехтере говорит корреспондент Радио Свобода Юрий Векслер: « Самое интересное, что свое открытие Армин Шлехтер совершил, и опубликовал его в каталоге выставки, еще два года назад. Но тогда никто не обратил на это внимания, а гоняться за сиюминутной славой, видимо, не в привычках путешествующего по векам. Но вот когда он узнал, что директор университетской библиотеки Файт Пробст подготовил статью, в которой сообщает об установлении личности Моны Лизы как о собственном открытии, Армин Шлехтер напомнил — теперь уже при помощи журналистов — о своей публикации. Заметки на полях книг — комментарии или просто пришедшие в голову во время чтения мысли — в прошлом были традицией, благодаря которой и благодаря внимательности Армина Шлехтера мы и узнали, наконец, что Джоконда — это Джоконда, а не, как предполагали в разное время, Христос или Мария Магдалина, или сам пошутивший художник (и отсюда загадочная улыбка), или его любовник. Это следует из обнаруженной Шлехтером заметки, сделанной в октябре 1503 года Агостино Веспуччи — современником художника и знакомым купца Джокондо — на полях книги, хранящейся в гейдельбергской университетской библиотеке.


По аналогии с "властелином колец" в одной из публикаций Армина Шлехтера назвали "властелином сокровищ": одно только подведомственное ему средневековое собрание рукописей песен библиотеки при передаче во временное пользование должно быть застраховано на 50 миллионов евро.


Армин Шлехтер, учась в школе, выбирал между физикой и историей, но, как отмечают одноклассники, он всегда читал больше других, любовь к книгам и оказалась решающей. Но на книжного червя Армин Шлехтер не похож. Книги для него — это прежде всего люди, точнее за старинными книгами он видит людей, тех, кто когда-то приобрел книгу, тех, кому она была продана и почему... Если он на кого и похож, так на типичного шваба, каким, подтрунивая, его изображают представители других федеральных земель Германии. И не меньше, чем копаться в книгах, Армин любит копаться в земле, в своем фруктовом саду на берегу Рейна. Есть у него и огород, а также виноградник и, как следствие, вино собственного изготовления — все как и в любимые Армином Шлехтером былые времена.


Загадка "Моны Лизы" разрешена, но теперь еще более непонятно, почему портрет не попал к заказчику, почему художник увез его с собой во Францию и продал только незадолго до смерти. Но кто знает, может быть, Армин Шлехтер найдет когда-нибудь в старинных книгах ответы и на эти вопросы…»