Сюрреалистические предметы: Роттердамская выставка "странных вещей"



Иван Толстой: В знаменитом роттердамском музее современного искусства Museum Boijmans Van Beuningen (Бойманс ван Бёунинген) в воскресенье 13 января завершилась уникальная выставка эксцентричных объектов 20 века « Vreemde dingen : Surrealisme en design » («Странные вещи: Сюрреализм и дизайн») о неформатных предметах из мира моды, архитектуры, театра и таких же странных предметах искусства. Ни одно художественное движение не имело такого влияния на мир, как сюрреализм, изобретенный Андре Бретоном в 1924 году. В рамках выставки также проходил конкурс «странного видео», конкурсные фильмы выставлены в Ютьюбе. Об опыте общения со странным – наш корреспондент в Нидерландах Софья Корниенко.



Софья Корниенко : На входе посетителю медленно подмигивает гигантское видео-изображение голливудской звезды 30-х годов Мей Уэст, а вместо рта у нее – диван Сальвадора Дали, который так и называется - «Губы Мей Уэст». Около 200 предметов, выставленных в Боймансе, еще никогда не собирали вместе. Многие из них в свое время сделали настоящую визуальную и интеллектуальную революцию, а теперь покоятся в частных и музейных коллекциях по всему миру. Однако, как говорил великий бельгиец Рене Магритт, в каждом, самом незначительном предмете, кроется своя тайна. Сложно было предугадать, как поведут себя под одной крышей подставка для бутылок Марселя Дюшама ( Marcel Duchamp ) и утюг с мебельными гвоздями Мана Рея ( Man Ray ), серьги Ива Танги ( Yves Tanguy ) для Пегги Гуггенхайм ( Peggy Guggenheim ) и столик Мерета Оппенгейма ( Meret Oppenheim ) на птичьих лапах, драматичное плятье-скелет и волосатая футболка от Эльзы Скьяпарелли ( Elsa Schiaparelli ). Устроить самым безумным объектам двадцатого века рандеву друг с другом и современностью Бойманс ван Бёунинген решился в совместном проекте с лондонским Victoria and Albert Museum и Музеем Гуггенхайма в Бильбао ( Guggenheim Museum Bilbao ). В углу спрятался макет знаменитой сюрреалистической выставки 1942 года в нью-йоркской галерее Art of This Century . Райн Волф c ( Rein Wolfs ), глава выставочного отдела музея Бойманс:



Райн Волф c : Сюрреализм – штука сумасбродная, место встречи нескольких миров, реального и нереального. Он притягивает, он популярен, и повсюду мы видим его отголоски в современной жизни: перекрашенные, переделанные в шоу на MTV автомобили, заново обтянутые предметы мебели, вещи, приобретающие новый слой, которые кажутся уже не теми, чем являются на самом деле. Сегодня мы привыкли играть, заигрывать с вещами – эту игру начали сюрреалисты.



Bovenkant formulier





VORIGE


START


STOP


VOLGENDE


Onderkant formulier



Из «Манифеста сюрреализма» Андре Бретона, 1924 год : «Будучи по-прежнему увлечен (...) Фрейдом, и освоив его методы обследования, поскольку во время войны мне доводилось применять их при лечении больных, я решил добиться от себя того, чего пытаюсь добиться и от них, а именно - возможно более быстрого монолога, о котором критическое сознание субъекта не успевает вынести никакого суждения и который, следовательно, не стеснен никакими недомолвками, являясь, насколько это возможно, произнесенной мыслью. Мне казалось - да и сейчас тоже так кажется (это подтверждает тот способ, каким была явлена мне фраза модернизма и сюрреализма о перерезанном человеке), - что скорость мысли отнюдь не превышает скорости речи и что она не обязательно недоступна акту говорения или пишущему перу».



Софья Корниенко : В рамках выставки состоялся конкурс «странного видео». Из 106 участвовавших в конкурсе фильмов, пять включены в экспозицию, а также выставлены в Ютьюбе под никомMuseumboijmans . Победителем конкурса стал ролик ' Hommage to Hieronymus Bosch ' («Посвящение Иерониму Босху») Мэттью Адденея (Matthew Adeney). Жюри заворожил калейдоскоп коллажных образов а-ля «Монти Пайтон»: «Этот ролик можно смотреть по много раз, он не надоедает». Утешительного почетного приза удостоилось видео Дезире Деланей ( Desir é e Delauney ) « Fairy tale » («Сказка») о кровожадном диалоге рта и глаза.



Райн Волф c : Над выставкой мы работали вместе с Victoria and Albert Museum и Музеем Гуггенхайма в Бильбао, в этих двух музеях – наиболее значительные коллекции сюрреализма, их мы взяли за основу выставки. Однако проводить выставку решили в Боймансе, за нашу актуальность как выставочной площадки, актуальность художественного оформления, которое само по себе – произведение сюрреалистического искусства.



Софья Корниенко : Выставочное пространство как произведение искусства – авторский проект творческого дуэта художников из Анверпена Вальтера ван Байерендонка ( Walter Van Beirendonck ) и Дирка ван Сэне ( Dirk Van Saene ). В главном выставочном зале доминируют похожие на гигантских, но вполне безобидных белых удавов конечности огромной расчлененной куклы-манекена. В центре высится мигающая голова. Все эти части тела служат витринами. В их углублениях спрятаны самых немыслимых форм украшения, аксессуары, рекламные плакаты, костюмы и статуэтки. В полумраке подсвечены картины Дали, Магритта, Макса Эрнста. В углу – реконструкция украшавшего когда-то парижскую Place Vend ô me парфюмерного магазина-клетки модельерши Скьяпарелли. Рядом – классические декорации Джоджио де Кирико. На входе вращаются зеленые круглые щетки с автомойки: зритель попадает в зал через живую, подвижную изгородь из зеленых кипарисов. Кто-то скажет: «Хорошего - понемножку, не слишком ли это сложно для введения в сюрреалистический транс простого смертного посетителя?» – пишет газета «Волкскрант», и сама же отвечает: «Нет, эффект срабатывает превосходно». Приятно, что Бойманс не пошел на банальное перечисление достижений сюрреализма в хронологическом порядке, дескать, каждая сюрреалистическая вещь говорит за себя, а решился инкрустировать бесценными произведениями метров этого жанра ультра современный, массивный и требующий отдельного внимания декор. Ведь сюрреализм, как сон, не может быть несовременным даже почти век спустя, как сон, не может быть логичным, разложенным по полочкам. Он должен оставаться иррациональным переживаниям, как и завещал его изобретатель Андре Бретон.



Из «Манифеста сюрреализма» Андре Бретона, 1924 год : «(...) мы с [Филиппом] Супо называли СЮРРЕАЛИЗМОМ новый способ чистой выразительности, который оказался в нашем распоряжении, и которым нам не терпелось поделиться с друзьями. (...) Лишь из злонамеренности можно оспаривать наше право употреблять слово СЮРРЕАЛИЗМ в том особом смысле, в каком мы его понимаем, ибо ясно, что до нас оно не имело успеха. Итак, я определяю его раз и навсегда: Сюрреализм. Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений».



Софья Корниенко : Неожиданное продолжение выставки – экспозиция правопреемников сюрреализма в современном искусстве. «Дерьмо-машина» Вима Делвое ( Wim Delvoye ), деревянный автомобиль Йооста Конайна ( Joost Conijn ), эротические куклы Синди Шерман ( Cindy Sherman ), работы Пола МакКарти ( Paul McCarthy ) и Азуми Ямашита ( Azumi Yamashita ) – это материальные доказательства сюрреалистического присутствия. Интерес к сновидениям и эротике, отрицание конвенционального и начавшаяся еще с Дали тяга к коммерческому позволяют сюрреализму оставаться актуальным, несмотря на своих, казалось бы, устаревших вдохновителей Фрейда и Маркса, несмотря на всеобщее разочарование в идее прогресса. Сюрреализм останется на коне, пока миром правит картинка, потому что он – ни что иное, как поток ярких, гротескных, зачастую бессмысленных образов, по выражению Дали – «предметов с символической функцией».



Юный посетитель выставки : Мне нравится телефон с омаром вместо трубки. Но я не знаю, купил бы я себе такой или нет. Ведь если бы я спал с ним в одной комнате, и ночью посмотрел бы на него, то пустился бы бежать от страха.



Софья Корниенко : Дети посещают Бойманс бесплатно, по средам вход бесплатный для всех 1){ document.getElementById('ss_controls').style.display = 'block'; ss.pause(); } else{ document.getElementById('ss_controls').style.display = 'none'; ss.pause(); } // Auto-play the slideshow }else{ // just hide the "slideshow" div if img count = 0; document.getElementById('slideshow').style.display = 'none'; } } //--> " + ss.noscript() + ""); //--> Дети . В последний день выставки, после ее закрытия, также абсолютно бесплатно, посетителям раздали пенопластовые части тела. Довольные, они унесли голову, груди и ноги с выставки по домам.



Из «Манифеста сюрреализма» Андре Бретона, 1924 год : «Зато мы, люди, не занимающиеся никакой фильтрацией, ставшие глухими приёмниками множества звуков, доносящихся до нас, словно эхо, люди, превратившиеся в скромные регистрирующие аппараты, отнюдь, не завороженные теми линиями, которые они вычерчивают, - мы служим, быть может, гораздо более благородному делу. Вот почему мы совершенно честно возвращаем назад «талант», которым вы нас ссудили. Вы с таким же успехом можете, если хотите, беседовать со мной о таланте вот этого платинового метра, вот этого зеркала, этой двери или этого небосвода. У нас нет таланта, спросите у Филиппа Супо».