«Мир проглотит раздел Косова»

Акция протеста против «вмешательства ЕС» в дела края в сербской части Косова

Известный белградский комментатор Драган Штавлянин рассказал Радио Свобода, почему косовский вопрос является центральным на завершающейся в Сербии компании по выборам президента республики, первый тур которых пройдет 20 января:


- Конечно, Косово является одним из ключевых вопросов выборов. Практически все кандидаты в президенты выступают против независимости Косова, они заявляют, что не согласны даже на «размен» независимости Косова на присоединение Сербии к Европейскому Союзу. Только один кандидат, либеральный политик Чедомир Йованович называет Косово балластом для Сербии. По его словам, после совершенных там режимом [Слободана] Милошевича преступлений Косово заслужило право за независимость. Но Йованович может набрать от силы 10% голосов, он в меньшинстве.


- Известно ли содержание плана, который Белград обещал реализовать в случае провозглашения независимости Косова?


- Этот план объявлен государственной тайной, но, похоже, по сути он представляет собой список пожеланий. Положения плана могут применяться в зависимости от развития ситуации. Скажем, известно о возможном введении торговой блокады со стороны Сербии. Конечно, на первых порах в Косове возникнут проблемы, но Косово их относительно быстро решит. Мы это уже проходили двадцать лет назад со Словенией: Белград грозил Любляне голодом, а теперь Словения живет в десять раз лучше Сербии. Вот и Косово со временем найдет другие источники поставок товаров, - из Албании, Македонии, Черногории. Кончится все тем, что сербские производители потеряют рынок. То же касается и транспортного сообщения, и поставок электроэнергии: мир сейчас так устроен, что эти проблемы решаются. От такой блокады Сербии было бы больше вреда, чем пользы.


- Сколь велика вероятность того, что населенные сербами северные районы Косова в свою очередь отделятся от Косова?


- Очень велика. Северная часть Косова – это фактически Сербия. Там живут почти исключительно сербы, и международное присутствие там лишь номинально. Такого решения косовских сербов, конечно, никто не признает. Появится еще один замороженный конфликт ; но международное сообщество такое состояние дел, вероятнее всего, проглотит. Наверняка станет больше разговоров о возможности присоединения к Сербии Республики Сербской в Боснии, хотя вряд ли кто-то из серьезных белградских политиков об этом скажет открыто. Дейтонские соглашения (об урегулировании в Боснии – РС) предусматривают особые отношения Сербии с боснийскими сербами, эти отношения активно развиваются, и граница по Дрине мало что значит.


По мнению нашего собеседника, все больше рядовых жителей Сербии понимают, что удержать Косово в составе единого государства уже невозможно. Сербские же политики же осознали это давно. Обещание предоставить косовским албанцам больше прав является отражением этого понимания. Однако эти предложения опоздали на несколько лет – как с опозданием Белград реагировал в других кризисных ситуациях и ранее. В реальности же сейчас идет обычный торг, считает Драган Штавлянин: взамен на более гибкий подход по косовской проблеме Сербия может рассчитывать на ускорение интеграции в Евросоюз, предоставление особого статуса объектам сербской культуры в Косове и сербским районам Косова или даже присоединение последних к метрополии.