«Российские власти видят в Британском совете идеологического врага»

Между Москвой и Лондоном вырос частокол противоречий. Глава Форин офис советует России помнить о репутации

Руководство Британского совета официально сообщило, что приостанавливает деятельность своих региональных представительств на территории России, подвергнув критике российские власти за давление на их персонал. Московский офис Совета продолжит свою работу. По словам исполнительного директора Британского совета Мартина Дэвидсона, российские власти сделали невозможным продолжение работы сотрудников организации в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге: «Я решил, что мы приостановим работу в обоих городах. Мы являемся неполитической организацией и наша задача - объединять людей во всем мире. Российские власти совершают ошибку, пытаясь втянуть культурные связи и Британский совет в рамки политического спора».


Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Милибэнд заявил, что давление на сотрудников Британского совета является неприемлемым и негативно сказывается на репутации российского правительства.


«Новый раунд борьбы с Британским советом уже вышел за рамки сугубо дипломатической драки» - такое определение содержится в распространенном сегодня заявлении российских правозащитников. Они считают, что дело идет к выдвижению обвинений в антигосударственной деятельности против Британского совета и его российских партнеров. Заявление с требованием прекратить преследование Британского совета подписали активисты движения «За права человека» Лев Пономарев, Евгений Ихлов и Любовь Башинова. В заявлении сказано, что предлогом для наступления на Британский совет стала история с убийством Литвиненко. Подписавший заявление директор музея Общественного центра имени Андрея Сахарова Юрий Самодуров считает, что российские власти видят в Британском совете идеологического врага.


– Видимо, есть некая долго вынашиваемая и вышедшая наконец-то наружу идея о том, что вообще все это «пятая колонна», со всех сторон мы окружены, - говорит Юрий Самодуров. - В годы перестройки говорили об агентах влияния. Вот Британский совет для них агент влияния.


– « Новый раунд борьбы с британским советом выходит за рамки дипломатической драки» - цитата из этого заявления. Поясните, пожалуйста, как это понимать?
Принято в дипломатии сначала такой шаг, потом - другой, третий шаг, потом, предупреждение… А когда просто начинают вызывать сотрудников организации в ФСБ - это уже за пределами дипломатии, это холодная война. Видимо, следующий шаг - это какие-то меры по самоизоляции, какие-то ограничения в визовом режиме. Соответственно, ограничения в отношении любых организаций. Такой, к сожалению, общий процесс. Создается некая политическая система, видимо, надолго.


Как вы оцениваете попытки британцев продолжить работу Британского совета в России, несмотря на требование российских властей закрыть региональные отделения? Это выглядит, с одной стороны, как какое-то упорство...
Ну да, это выглядит, как упорство. И можно это назвать неким вызовом, но это восстановление права, может быть, в каком-то юридическом, моральном смысле. Должны же быть какие-то основания. В конце концов, Британский совет - за ним стоит одна из великих культур мира. Вот когда тебе говорят «ну все, выметайся», как-то это странно. Что значит - выметайся? Поэтому, с одной стороны, это вызов, но, с другой стороны, это можно сравнить с тем, как инициативная группа по выдвижению Буковского в декабре арендовала зал для проведения собрания. Потом к директору пришли два сотрудника из ФСБ, которые ей сказали, что лучше у вас это собрание не проводить. Она поняла правильно и отказала в этом зале. Соответственно, собрание было в музее Центра имени Андрея Сахарова. Мы не политическая организация. Я считал, что мы восстанавливаем право. Я тоже проявил упорство. И я думаю, что если бы Зюганову запретили проводить собрание, то, как нам ни неприятна идеология, мы бы тоже дали ему помещение, это тоже восстановление права.


Глава ПАСЕ Рене ван дер Линден в четверг встречался в Москве с Владимиром Путиным, но тема Британского совета на этой встрече не поднималась. Никаких громких заявлений глава ПАСЕ не сделал.


«Происходящее вызывает у нас возрастающую озабоченность, особенно в виду того, что отношение между Европейским Союзом и Россией очень часто отравляются различными инцидентами. Инцидент с монументом в Таллине, инцидент с польским мясом. И вот теперь инцидент с Британским советом. Отношения России и ЕС должны базироваться на как можно более широком и как можно более глубоком партнерстве. И обе стороны должны принимать во внимание, что подобных инцидентов необходимо избегать», – сказал Рене ван дер Линден в интервью Радио Свобода.


Председатель комитета по международным делам Государственной думы Константин Косачев заявил, что приветствует работу Британского совета, но только если она будет проводиться «в рамках действующего законодательства». По его словам, деятельность Британского совета в России отвечает интересам граждан России в культурно-просветительской, преподавательской, образовательной части.


На следующей неделе в Страсбурге откроется очередная сессия ПАСЕ, на которой, британская делегация, возможно, поднимет вопрос о давлении на Британский совет со стороны России.