Три цвета четырех революций

Ненад Пеич является одним из руководителей Радио Свободная Европа/Радио Свобода, он журналист по профессии, специализируется на проблемах стран бывшей Югославии

«Слобо, спаси Сербию, убей себя», - скандировала молодежь на улицах Белграда в сентябре 2000 года (в семье Слободана Милошевича было несколько случаев самоубийств). Эти ребята назвали свое движение «Отпор» («Сопротивление»), его членами стали сто тысяч человек. Слободан Милошевич (Слобо) проиграл на выборах 24 сентября 2000 года, однако продолжал цепляться за власть. 5 октября 2000 года самый жестокий диктатор Европы пал, демократия победила. Через несколько месяцев был избран новый премьер-министр. Молодой и энергичный прозападный лидер Зоран Джинджич стал символом новой Сербии. За несколько месяцев Сербия с задворков Балканского региона выдвинулась на передний план, за несколько дней страна из разжигателя войн стала миротворцем, а сам переход от разочарования к надежде занял всего несколько часов.

Белград стал вдохновляющим примером для многих стран, а акции сопротивления властям, возглавленные движением «Отпор», превратились в технологию, обеспечивающую успех. После революции 2000 года произошли три «цветные» революции. В 2003 году в Грузии – «революция роз», через год на Украине «оранжевая революция» и в 2005 в Киргизии «революция тюльпанов». Обозреватели задаются вопросом: где произойдет следующая революция и в какой цвет она будет окрашена.


Со времени белградских событий мир изменился. Террористические нападения 11 сентября способствовали подъему изоляционизма в США, начавших войну с террором. На поддержку молодых демократий не оставалось ни времени, ни энергии. Пришедший к власти в России Владимир Путин восстановил стабильность, привел в порядок государственный бюджет и вернул страну на мировую политическую арену. Европейский Союз и НАТО растеряли энтузиазм по поводу расширения своих организаций. Резко взлетели цены на энергоносители. В четырех странах, где свершились революции, нарастали проблемы, а противники перемен набирали силу. Пришло время проверки на прочность.


В марте 2003 года в Белграде был убит Зоран Джинджич – теми же людьми, которых использовал для подобных целей Слободан Милошевич. Начатые Джинджичем реформы были остановлены, возродилась националистическая риторика. Сербия вместе с Боснией теперь замыкают очередь государств, желающих вступить в Европейский Союз, и не стремятся присоединиться к НАТО. По словам нынешнего сербского премьера, его страна предпочитает оставаться в сфере влияния России.


На выборах 2003 года в Грузии Михаил Саакашвили получил поддержку 96% избирателей и немедленно начал проводить реформы. В 2006 году Тбилиси был объявлен мировым лидером в этой области, он стал символом перемен. Интересы иностранных инвесторов стали охраняться новыми законами, и в Грузию потянулись иностранные инвесторы. Для окружающего мира это стало историей со счастливым концом. Саакашвили назвали «самым молодым, самым умным и самым привлекательным» лидером, он и сам поверил в это и не разглядел надвигавшегося кризиса. В ноябре 2007 года в Грузии начались массовые протесты оппозиции. 50 тысяч человек потребовали отставки президента и проведения новых выборов. Разгром митингов оппозиции и свободных СМИ поставил под вопрос будущее Грузии.


Украина окрасилась в оранжевый цвет в 2004 году. Лидеры революции президент Виктор Ющенко и премьер-министр Юлия Тимошенко имели все шансы на успех. Но внутренние конфликты затормозили реформы, и они постепенно потеряли поддержку. К власти вернулся старый лидер Виктор Янукович. «Оранжевый» лагерь был дезориентирован и разочарован. Новые выборы были назначены на сентябрь 2007 года, и на этот раз Юлия Тимошенко была подготовлена гораздо лучше. Эксперты были поражены тем, какую мощную поддержку она получила в восточных районах страны, где традиционно были сильны позиции Януковича. За неделю до нового года она вновь стала премьер-министром и вместе с президентом Ющенко получила второй шанс.


Киргизия раскрасила свою революцию в цвета тюльпанов. В 2005 году к власти пришли новые лидеры. Укрепились позиции парламентской демократии, ожила надежда. Однако энтузиазм скоро погас ; медленно, но верно власть стал подбирать к рукам режим, подобный свергнутому. Партия нового президента украла плоды революции и присвоила себе тюльпаны. В октябре 2007 года в результате плохо организованных выборов Киргизия получила парламент, где оппозиции досталось лишь 11 из 90 мест. Началось давление на независимые СМИ . По мнению многих обозревателей, поражение революции было связано с тем, что, в отличие от США, Россия усилила свое присутствие в регионе.


Выборы в Киргизии в октябре и на Украине в сентябре минувшего года, а также в Грузии 5 января 2008 года усилили демократические тенденции в этих странах. Политическая сцена в Грузии стала гораздо более сбалансированной. Едва избежав второго тура голосования, Саакашвили осознал, что вести страну по пути реформ он сможет только вместе со своими оппонентами. В недавнем интервью он отметил: «Я слушал, услышал и понял». Это сильное заявление. Саакашвили завоевал второй президентский срок, но не стал победителем. Как не стала им и укрепившаяся оппозиция. Подлинным победителем в Грузии стала демократия.


На Украине Юлия Тимошенко не теряет времени зря. Она четко определила свои приоритеты и уже выполняет предвыборные обещания – гражданам начали возвращать утраченные сбережения советского времени. Ее противники утверждают, что это создаст бюджетные проблемы, однако Тимошенко уверена, что справится. Поддерживающее ее большинство в парламенте минимально – всего один голос, и она должна доказать, что извлекла уроки из прежних ошибок. Это трудный путь. Но, как и в Грузии, демократия на Украине победила.


Революции в Грузии, на Украине и в Киргизии завершились, демократия укрепилась.


В воскресенье 20 января выбирать президента будет Сербия. В октябре 2000 года она намного обгоняла Украину и Грузию как в политическом смысле, так и по экономическим показателям, и быстро двигалась по пути интеграции в западные структуры. Эта возможность не была использована. Сейчас, когда Косово вот-вот объявит независимость, предвыборные лозунги кандидатов по-прежнему обращены в прошлое.


Тогда поколение не имеющих никакой программы двадцатилетних разбудило страну и вывело ее из летаргического сна. Вооруженные только речевками и банками с краской, они нанесли смертельный удар по диктатуре. Милошевич не покончил жизнь самоубийством, как призывала его молодежь на улицах Белграда. Он умер в камере Международного трибунала в Гааге. Сербия мало изменилась с той поры, когда ей правил Милошевич. Его верный соратник Воислав Шешель тоже находится в гаагской тюрьме. Но его партия является в Сербии самая сильной, а возглавляющий ее Томислав Николич может выиграть президентские выборы.


Чего ждет Сербия? Понадобится ли еще одно поколение двадцатилетних, которое выберет наконец цвет своей революции?