«Болгазия». Москва вовлекла Софию в «Южный поток» неожиданно для нее самой

В Болгарии мало кто знает об условиях нового соглашения

Главным итогом визита Владимира Путина в Софию стало подписание соглашения об участии Болгарии в строительстве газотранспортной магистрали «Южной поток». За помпезной встречей Путина в болгарской столице, праздничным концертом с участием Иосифа Кобзона, ансамбля «Березка», открывшим Год России в Болгарии, как считают наблюдатели, кроется проблема непростых отношений Софии и Москвы и недовольство части болгарской элиты чрезмерной уступчивостью правительства страны требованиям Кремля.


«Это не Болгария, а чистая Болгазия». Такой каламбур появился в одной болгарской газете после того как начались переговоры об участии страны в проекте «Южный поток». Согласно проекту, российский газ должен поступать в Центральную и Западную Европу по территории Болгарии. Планируется,что через «Южный поток» Россия будет поставлять в Европу около 30 миллиардов кубических метров в год, во многом дублируя будущий европейский проект Nabucco, задуманный в пику России.


Несмотря на всю масштабность проекта, инициированного «Газпромом» и итальянской ENI, и центральную роль, отведенную Болгарии, можно говорить о внезапности в принятии решений на фоне полного отсутствия публичной информации о проекте. В прошлом году он обсуждался наедине президентами Пырвановым и Путиным в Загребе после того как в Москве побывали представители болгарского правительства, не сообщившие в то время о теме переговоров.


За день до приезда Путина в Софию болгарское правительство дало понять, что подпишет ряд энергетических и других соглашений, но среди них вряд ли окажется «Южный поток». По словам премьер-министра Сергея Станишева, Болгария намеревалась обеспечить себе 51% долевого участия. Однако 48 часов спустя на внеочередном заседании совета министров, собравшегося, пока Путин возлагал венки к могиле Неизвестного солдата, было принято решение о болгарском участии в размере 50 процентов.


На пресс-конференции Станишев объявил, что это успех для Болгарии: «Болгария не будет просто наблюдателем, она будет обладать реальным влиянием в принятии решений. При таком соотношении мнение болгарской стороны уже не может быть игнорировано. Я бы хотел подчеркнуть, что такому исходу мы обязаны и лично президенту Российской Федерации, так как эксперты с российской стороны до последнего момента придерживались другой точки зрения».


Как стало известно, переговоры интенсивно велись как по телефону перед самым приездом Путина, так и уже вчера в Софии до позднего вечера. «Российская сторона выявила желание полностью удовлетворить наши дополнительные энергетические потребности, - сказал министр энергетики Петр Димитров. - Но мы не захотели, поскольку мы рассчитываем на альтернативные источники и не хотели бы вступать в одностороннюю зависимость».


Известный болгарский политолог Огнен Минчев заявил корреспонденту Радио Свобода, что за формулой «50 на 50» на самом деле скрывается будущая монополия России: «Болгарское правительство очевидно поддалось нажиму Москвы. Это победа для Путина. В Софии он получил полный комплект того, что хотел. Разделять поровну участие Болгарии и России, предоставив каждой стороне по 50 процентов, это означает, что и здесь сработал алгоритм, задействованный в соглашении по строительству нефтепровода Бургас-Александруполис. Поэтому заведомо известно что скажет дальше российская сторона - она скажет, что раз участие делится поровну, то Болгария тоже обязывается обеспечить газ. И поскольку у Болгарии газа, как известно, нет, ей придется обратиться за помощью к странам Средней Азии, с которыми у России соответствующие отношения. Таким образом, в конце концов Россия получит полный контроль над газопроводом на болгарской же территории».


После двустороннего соглашения с Россией предстоит обсуждение многостороннего соглашения с остальными странами, через которые предполагается провести трасу газопровода, среди которых Сербия, Румыния и Венгрия.


Кроме этого соглашения, Болгария и Россия подписали еще два крупных контракта в сфере энергетики - на строительство новой АЭС «Белене» и на строительство нефтепровода Бургас-Александруполис. Поскольку о самом крупном из всех проекте «Южный поток» в болгарском обществе не существует адекватной информации, общественное внимание заострилось на более публичных темах. Соглашение по проекту Бургас-Александропулис, например, было подписано в условиях акций протеста экологов, а также в преддверии уже назначенного по этому же вопросу референдума в Бургасе.