Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Петр Вайль.
Андрей Шарый: Сегодня вечером присуждаются и вручаются "Белые Слоны", это премия Российской гильдии киноведов и кинокритиков. Об этой награде я буду беседовать с обозревателем Радио Свобода Петром Вайлем, он сейчас находится в зале, где вручают эти награды, и принимает там участие не только в качестве простого зрителя.
Добрый вечер, Петр. Не так ли?
Петр Вайль: Добрый день. Вы правы, дело в том, что я являюсь и членом Гильдии киноведов и кинокритиков России и даже членом экспертного совета, то есть среди тех, кто выносит окончательное решение.
Андрей Шарый: Петр, скажите мне, как член экспертного совета, в чем отличие премии "Белый Слон" от других премий? Кому по основным номинациям присудили эти премии в этом году?
Петр Вайль: Отличие в том, что это присуждают профессионалы, критики. То есть это премия, которая в киношном мире в любой стране ценится особо. Это примерно как "Золотой глобус" в Соединенных Штатах, вот такая аналогия.
Что касается того, что произошло сегодня, то тут я имел честь и удовольствие вручать премию за женскую роль второго плана, она досталась актрисе Зое Кайдановской, дочери знаменитого, покойного ныне актера Александра Кайдановского. Она вообще театральная актриса, это ее первая большая киношная роль. Сыграла она в фильме "Ничего личного" у Лариса Садиловой. Очень хорошо сыграла, так нервно, достоверно, точно, лаконично, в общем, замечательно. Я на этом остановлюсь не только потому, что я вручал этот приз, но и потому что, я думаю, что фильм Ларисы Садиловой один из самых недооцененных, вообще ее творчества. Она все-таки прекрасный режиссер, занимающий примерно то же место в российском кино, что недавно в итальянском занимали Лилиана Каванни и Лина Вертмюлер, такая, знаете, жесткая, хоть и женская рука.
Затем главный приз за лучшую картину достался самой скандальной картине прошлого года "Груз-200" Алексея Балабанова. Это о маньяке-милиционере конца советской эпохи, 1984 года. Фильм вызвал столько же отрицательных, резко отрицательных отзывов, сколько и похвал, и восторгов. Вот критики проголосовали за него.
Лучшим режиссером назвали Киру Муратову за фильм "Два в одном", а актерские призы разделились таким образом: мужской предсказуемо получил Сергей Пускепалис за фильм "Простые вещи". Впрочем, Пускепалис уже получал призы и на "Кинотавре", и в Карловых Варах, так что ему не впервой. Что касается женщин, то здесь очень интересно - приз получила Галина Вишневская, знаменитая певица оперная, которая недавно отметила свое 80-летие, она сыграла в фильме Александра Сокурова "Александра" о бабушке солдата, воющего в Чечне.
Андрей Шарый: Петр, приз, который присуждают профессиональные люди, это, может быть, такая интеллектуальная вольница. Понятно, что по профессиональным критериям, очевидно, они присуждают эту премию и вы, в том числе, присуждаете премию. Однако скажем так, идеологическая или свободолюбивая атмосфера витает вокруг премии "Белый Слон" или нет?
Петр Вайль: В том-то и дело, что эта премия наиболее свободна от всяческой идеологии. Неловко хулить, что называется, чужие премии, но, понимаете, в остальных случаях так называемые академии, премия "Орел", например, они регулируемы, в то, как "Белого Слона" отрегулировать невозможно. Критики по определению люди глубоко индивидуалистические, амбициозные и неорганизованные. То есть как-то их выстроить в один ряд не удается. Поэтому эта премия не идеологическая, а именно художественная.
Андрей Шарый: Петр, откройте еще такой секрет. Откуда такое странное название у премии "Белый Слон", вам известно?
Петр Вайль: Нет, Андрей. Я сейчас собираюсь подойти к президенту гильдии Виктору Матизену и спросить. Раньше премия называлась "Золотой Овен", но и "Золотой Овен" мне, честно говоря, тоже непонятен.
Андрей Шарый: Там понятно было, еще с каким-то золотым руном, по крайней мере, но "Белый Слон", в общем, это что-то из области таинственного в кино.
Скажите, пожалуйста, где все это происходит и в какой атмосфере?
Петр Вайль: Это происходит в Московском доме кино знаменитом на Васильевской улице, большой зал забит под завязку. Люди стоят и сидят в проходах. То есть старожилы этой премии говорят, что ничего подобного не было. Первые ряды забиты звездами лучшими, это и Виктория Толстоганова, и Алена Бабенко, и Оксана Фандера, и Алла Демидова, то есть просто такой парад. Так что все выглядит очень эффектно.
Андрей Шарый: Спасибо, Петр.