Белград подключили к «Южному потоку»

По мнению экспертов, у России хватит газа, чтобы заполнить все трубы, идущие в Европу

Россия и Сербия подписали соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой сфере, которое, по оценке экспертов, фактически означает присоединение этой балканской страны к проекту строительства газопровода «Южный поток». Он должен пройти по дну Черного моря из Новороссийска до побережья Болгарии и далее в страны Европы. Аналитик инвестиционной компании «Антанта-Капитал» Тимур Хайруллин считает, что в данном случае получила подтверждение формула «политика есть продолжение экономики».


- Насколько важно для России вхождение в нефтегазовые проекты в Сербии? Сейчас многие эксперты рассматривают этот процесс в политическом аспекте. Однако можно ли считать рынки этой и других балканских стран действительно привлекательными для российских экспортеров энергоресурсов?
- Я думаю, что в данном случае действительно можно говорить о том, что политические и экономические аспекты взаимосвязаны. Дело в том, что без решения на политическом уровне, как правило, крупные компании не пускаются в Европе в нефтегазовые активы. Соответственно, для того чтобы «Газпром» получил доступ, необходимо было решение на политическом уровне. Собственно, поэтому и встречались представители Болгарии, Сербии и российские представители. В то же время нефтегазовые активы в Европе весьма привлекательны. Тот факт, что «Газпром» расширяет свое присутствие в Европе (что соответствует его долгосрочной стратегии) является позитивным моментом.


- До последнего момента рассматривались два варианта продления «Южного потока» из Болгарии - на юг в Италию или на север в Австрию и Германию. Означает ли подписание соглашения с Сербией, что был выбран второй вариант возможного маршрута газопровода?
- Действительно, существовали два альтернативных варианта, то есть одно из направлений - Италия и Южная Европа, а второе направление - Австрия и Германия. Стоит отметить, что у «Газпрома» достаточно неплохие отношения с немецкими компаниями, прежде всего с BASF и E.ON, в то же время у «Газпрома» существуют партнерские отношения и с итальянской ENI. Причем, обе страны являются достаточно крупными потребителями газа. Соответственно, у «Газпрома» существует возможность увеличения поставок газа в эти страны. В то же время то, что газопровод пойдет через Сербию, повышает вероятность реализации второго сценария, то есть строительства газопровода через Сербию в Австрию и, соответственно, в Германию. При этом я не исключаю того, что впоследствии газопровод «Южный поток» будет расширен, и построена вторая ветка, то есть первая ветка - 30 миллиардов кубометров, вторая - тоже, допустим, 30. Одна ветка пойдет как раз в северном направлении, а другая - в южном.


- Хватит ли у России газа, чтобы заполнить обе ветки газопровода «Южный поток»?
- Здесь стоит говорить о двух моментах. С одной стороны, будет ли востребован газ «Газпрома». Об этом вопросе беспокоиться не стоит в связи с тем, что добыча газа в Северном море снижается, соответственно, освободятся ниши, которые сможет занять «Газпром». С другой стороны, существует вопрос о том, сможет ли «Газпром» так нарастить добычу, чтобы увеличить свои поставки и заполнить обе трубы. Здесь можно говорить о том, что, с одной стороны, «Газпром» может перераспределить свои поставки газа, то есть сейчас российский концерн во многом зависит от отношений с Украиной, потому что большая часть газа, которая идет на экспорт в Европу, поставляется через территорию Украины. Соответственно, это сопряжено с определенными рисками, которые периодически материализуются в реальные проблемы, из-за которых «Газпром» несет убытки как финансовые, так и репутационные. В ситуации, когда будут построены альтернативные газопроводы – «Северный поток», «Южный поток» - «Газпром» сможет диверсифицировать направление поставок, и сделает свою ситуацию более стабильной. Я уверен, что «Газпром» имеет возможности нарастить добычу. Этот вариант вполне реализуем. Более того, также возрастает роль независимых производителей газа, которые, соответственно, будут поставлять газ для удовлетворения внутренних потребностей России, а «Газпром» сможет сосредоточиться на экспортном канале.