Холокост и Россия: память начинает проясняться, но медленно

Советская армия освободила шесть фашистских лагерей уничтожения, но в Германии музей Холокоста есть, а в России - нет

В Международный день памяти жертв Холокоста в России этом году печально известной дате уделили значительно больше внимания, чем прежде. В школах многих регионов начали проводить уроки толерантности, а на мемориальный вечер в московском Доме литератора впервые пообещали придти столичные чиновники.


Спустя десятилетия забвения страниц истории Холокоста о трагедии целой нации вспоминают все чаще. Признанием общественной значимости деятельности центра и Фонда Холокост стало выделение гранта президента России на проведение образовательных семинаров и издание литературы по этой теме. Впервые государство оказало существенную финансовую поддержку общественной организации по увековечиванию памяти о геноциде евреев. Однако до сих пор в России нет национального дня памяти жертв Холокоста, о чем с сожалением говорит сопредседатель научно-просветительного центра «Холокост» Илья Альтман:


«Что в России делается по увековечиванию Холокоста? Что делается для того, чтобы иметь моральное право говорить с осуждением об антиеврейских акциях националистов?. У нас нет государственного музея Холокоста, нет национального дня Холокоста, нет международных программ. Россия – единственная страна в Восточной Европе, которая не нашла возможности наградить 16 остающихся в живых праведников народов мира государственными наградами. Мы говорим о толерантности, а рядом с нами живут и уходят каждый год по одной жизни те из 122 граждан России, которые, рискуя жизнью, спасали евреев».


Холокост может повториться, предупреждает директор Московского бюро по правам человека Александр Брод. Свои опасения он подтверждает данными мониторинга за январь этого года. В сводках московской милиции уже числится 12 погибших и 19 пострадавших на почве этнической ненависти. Как считает Брод, государство, наконец, признало, что проблема ксенофобии и неонацизма в современной России существует. Но власти до сих пор не занимаются ей достаточно серьезно.


«Какие-то подвижки в деятельности правоохранительной сферы есть, - отмечает Александр Брод. - В частности, осужден издатель «Майн Кампф» и многочисленных нацистских книг Александр Аратов. Сейчас Росохранкультура вынесла ряд предупреждений газете «Дуэль», которая регулярно отрицала Холокост и публиковала откровенно погромные материалы. Наблюдается, конечно, всплеск общественной активности. Но, тем не менее, в эти дни, когда мы вспоминаем скорбные страницы, безвинные миллионные жертвы, нужно задуматься о том, мы что все-таки работаем не так, как это должно быть. Нужно думать и об объединении усилий, и о разработке новых методик профилактики данных проблем».


С этого года в школьную программу включены уроки толерантности, посвященные жертвам Холокоста. А прежде, вспоминает Илья Альтман, изучению истории Великой Отечественной войны было отведено всего шесть уроков в год:


«Который год об освобождении Освенцима в эти дни средства массовой информации всего мира уделяют огромное внимание. В наших школьных и вузовских учебниках вы не найдете того факта, что Красная Армия освободила Освенцим или какой-то другой из шести лагерей уничтожения, которые она освободила. Нет этой даты в календаре знаменательных дат к юбилеям Победы. И вот проведение таких уроков как бы вопреки школьной программе - это действительно очень важная инициатива московских властей».


Сотрудниками израильского мемориала «Яд Вашем» разработан проект по установлению имен жертв катастрофы в России. И это не последние шаги по увековечиванию памяти о геноциде евреев, отметил Илья Альтман.