Российские студенты отпраздновали Татьянин дел и вернулись к будням, наполненным многочисленными проблемами, связанным не только с учебой. В России по-прежнему слаба законодательная база для защиты прав и социальных гарантий студента, сохраняется неравенство доступа молодых людей из разных регионов и разных социальных групп к высшему образованию, слабо развито студенческое самоуправление. Отмечается недостаточная социальная активность студенчества, его правовая безграмотность. Обучение дорожает, а беспроцентных льготных кредитов на учебу, как в развитых странах, в России все еще нет и стипендия по-прежнему ничтожна.
«Главные проблемы - трудоустройство, достойная зарплата, будущее семьи, жилье, - говорит председатель профсоюзной организации студентов и аспирантов Петербургского государственного университета Игорь Темный. - С учетом цен на сегодняшнем рынке жилья, где может молодой человек, создав семью, работать, чтобы купить себе жилье? Какие должны быть государственные механизмы, чтобы можно было решить эту проблему? Потому что, не решив вопросов жилья, молодым людям достаточно сложно решать вопросы семьи. Вопрос семьи - это вопрос детей; вопрос детей и демография на сегодняшний день - это вопросы государственные».
Понятно, что жилищную проблему самим не решить. Но есть много вопросов, которые поддаются решению при условии развитого студенческого самоуправления. «Мне кажется, краеугольный вопрос в студенческом самоуправлении - это распределение компетенции между студенческим коллективом и администрацией вуза, - говорит Игорь Темный. - Есть ряд вопросов, которые решает администрация в одностороннем порядке, есть вопросы, которые решают студенческие коллективы, а должны быть вопросы совместного ведения. Каким образом должны быть соблюдены эти нормы? Например, переселение человека из общежития в общежитие невозможно без согласования с советом общежития. Вопрос, как это регламентируется, и каким образом нерадивая администрация какого-нибудь вуза, нарушив эту норму, должна ответить за это. Законодательно понятие "студенческое самоуправление" нигде не закреплено».
Реально помочь может студенческий совет. Говорит председатель студенческого совета Петербурга, студент пятого курса Лесотехнической академии Максим Хамеляйнен: «Если студенческий совет в вузе сотрудничает с профкомом вуза, то эта организация очень мощная. Если вуз маленький, то ректорат больше помогает, лучше налажена связь, не надо проходить какие-то инстанции - можно напрямую идти к ректору. Если в вузе 200-300 человек, понятное дело, что ректор не откажется помогать. А в больших вузах, если студенческий совет просит о помощи, иногда затормаживается процедура оказания помощи».
Мне припомнились не столь давние выступления студентов того же Петербургского госуниверситета против повышения платы за общежитие. Дело даже не в самой плате, а в удивительной малочисленности студентов, приходивших на пикеты. Где же студенческая солидарность? Почему студенты не поддерживают друг друга? «Как показывает практика, - говорит Максим Хамеляйнен, - студенты начинают осознавать свои права где-то к третьему курсу. Если человек активный и если преподаватели грамотные, то есть шансы отстоять свою правоту. Студент начинает понимать, как устроена вузовская жизнь, и пользуется этим знанием». В конце концов, надо понимать, что студенты - часть общества и, вероятно, их поведение, политическая и социальная активность соответствуют состоянию этого общества.