В Нидерландах не утихают споры вокруг несостоявшейся премьеры фильма Хеерта Вилдерса о вреде Корана

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Амстердаме Софья Корниенко.



Андрей Шароградский: Запланированная на 26 января премьера фильма нидерландского парламентария Хеерта Вилдерса о вреде Корана так и не состоялась, однако шум вокруг этого кинематографического фантома не утихает. В Интернете вышло несколько видео против Вилдерса. Местные власти призваны усилить меры безопасности на случай выступлений со стороны обиженных мусульман, подготовились к возможной эвакуации посольства Нидерландов в мусульманских странах. Тем временем, все больше публицистов говорят о фильме Вилдерса как о политическом рекламном трюке. О реакции голландцев на фильм, которого нет, рассказывает наш амстердамский корреспондент.



Софья Корниенко: «Фильм еще не готов», - сообщил лидер Партии свободы Хеерт Вилдерс в прошедшие выходные. Выход картины, по его словам, перенесен на март, то есть отложен на два месяца. Чтобы не быть голословным, Вилдерс разослал редакциям газет первый кадр своего нашумевшего детища - фотографию обложки Корана с предупреждающей надписью: «Осторожно! Эта книга содержит шокирующие изображения». Всем известно, что в исламе изображения вообще не приветствуются, однако Вилдерс, посредством всемогущего Photoshop намерен запихнуть в обрамление раскрытой священной книги мусульман иллюстрации с изображением обезглавливания неверных и мутиляции половых органов мусульманских девочек.



Хеерт Вилдерс: Партия Свободы борется за то, чтобы ислама в нашей стране было меньше. Чтобы не было больше женщин в парандже, кровной мести, обрезания женских половых органов, ритуальных жертв и жестокости по отношению к гомосексуалистам. Я хочу показать с помощью образов, фотографий, что Коран противоречит другим «священным книгам», что Коран - фашистская книга, потому что он напрямую приводит к самым варварским поступкам во многих странах по всему миру.



Софья Корниенко: О том, что миллион мусульман с «не нашими ценностями» в 16-миллионной стране - это слишком много, Вилдерс заявляет с исправной регулярностью уже давно, однако трюк с фильмом оказался эффектнее прошлых призывов к депортации марокканцев. На днях премьер Ян Петер Балкененде заявил.



Ян Петер Балкененде: Как в Голландии, так и за рубежом появились нешуточные опасения. Нам уже приходилось бывать в кризисной ситуации, и сегодня мы также переживаем серьезный кризис.



Софья Корниенко: Министр юстиции Нидерландов Хирш Баллин провел совещание с коллегами из других европейских стран, а Национальный координатор по борьбе с терроризмом Чиббе Яустра посоветовал Вилдерсу покинуть страну сразу после выхода фильма в свет. Айан Хирши Али, ранее член нидерландского парламента и соавтор фильма «Покорность» (« Submission »), за который в 2004 году был убит религиозным фанатиком режиссер Тео ван Гог, осудила реакцию правительства на рекламу фильма Вилдерса.



Айан Хирши Али: На мой взгляд, наш премьер сам подогревает кризисную ситуацию, давая понять, что не контролирует ее, показывая ущербность своих лидерских позиций. Вместо этого ему стоило бы вести более эффективную политику, принимая во внимание заранее, что ислам - это проблема, и не только голландская проблема, так как исламская идеология противоречит голландским и западным в целом ценностям.



Софья Корниенко: Сказала Айан Хирши Али в минувшую пятницу в интервью телепрограмме NOVA . После выхода фильма «Покорность» Хирши Али приходилось жить по засекреченному адресу, государство оплачивало ее круглосуточную охрану. В 2006 году она уехала работать в США. Теперь государство оплачивает охрану Вилдерса, с которым Хирши Али хорошо знакома: когда-то они одновременно начинали свою работу в голландском парламенте в одной партии.



Айан Хирши Али: Я считаю, что если Хеерт Вилдерс решил с помощью фильма подкрепить свое мнение, что ислам - это религия, которая не знает терпимости, то у него есть на то право. Мы не можем заранее оправдать насильственное нападение на него со стороны обиженных мусульман. Нигде на свете ни у кого нет права на фильм отвечать насилием. Ни Нидерланды, ни другие страны не должны под угрозой насилия отказываться от наших ценностей и свободы слова. По той же причине я категорически не согласна с Вилдерсом, что нужно запретить Коран и иные мусульманские тексты. Это та же свобода слова - как для мусульман, так и для всех остальных. Мы все должны уважать свободу слова и не прибегать к насилию.



Софья Корниенко: В Ответ на рекламную кампанию Вилдерса сирийский муфтий заявил, что подобные действия «приведут к войне», а Иран пригрозил Нидерландам санкциями. Некоторые голландские политики также назвали неприемлемым такой сценарий, по которому парламентарий подрывает безопасность в собственной стране, и призвали запретить фильм.



Айан Хирши Али: Все страны, которые выступили с угрозами по поводу фильма Вилдерса, - Саудовская Аравия и прочие - это страны, в которых народ не имеет свободы, в этих странах нет парламента, нет права на протестные демонстрации. И что же мы видим? Эти теократические диктатуры организованно выступают с нравоучениями в адрес такой страны, как Нидерланды. Имеем ли мы право разрешить к выходу некий фильм или нет? В правовом государстве достаточно гибких механизмов, чтобы выстоять самые разные потрясения. Если же мы на любой кризис будем реагировать запретами и арестами, то чем мы тогда будем отличаться от Саудовской Аравии?



Софья Корниенко: Однако в Нидерландах есть достаточно людей, которые не делают из ислама пугало, а относятся к нему как к одной из мировых религий, с теми же достоинствами и слабостями. В субботу в Амстердаме собрались на мирные дебаты молодые люди из мусульманских семей и выступили с призывом к своим собратьям по вере не устраивать уличных беспорядков. Юссеф Агмир - юный организатор дебатов.



Юссеф Агмир: Вилдерс хочет спровоцировать беспорядки со стороны мусульман, чтобы потом заявить: «Вот видите, я же предупреждал, что они не что иное, как возмутители спокойствия!» Мы должны ответить Вилдерсу, но словом, а не огнем.



Софья Корниенко: На дебатах присутствовал и госсекретарь по социальным делам, марокканец по происхождению Ахмед Абуталеб.



Ахмед Абуталеб: Я бы сравнил нападки Вилдерса на мусульманское сообщество в Нидерландах с тем, как какого-нибудь ребенка мучают и дразнят остальные дети в школе. Пока этот ребенок плачет, эмоционально реагирует на издевательства со стороны своих мучителей, они продолжают его дразнить. Вот так и молодым людям из мусульманских семей не стоит эмоционально реагировать на Вилдерса. Вместо этого надо сказать: «Ну, пошли, спокойно все обсудим».



Софья Корниенко: Авторы вышедшей на днях первой книги о Вилдерсе под названием «Безумнее некуда» - Артур Блок и Йонатан ван Мелле.



Йонатан ман Мелле: Я думаю, что никакого фильма и не будет. Слишком долго о нем уже говорят, все это сильно стало напоминать историю с прошлогодним донорским шоу, которое на поверку оказалось рекламным трюком.



Софья Корниенко: По словам ван Мелле, Вилдерс - не совсем тот ультраправый националист, за которого он себя выдает. У него, например, жена - венгерка, и он любит путешествовать. А ненависть к мусульманской культуре во многом объясняется юностью, проведенной в Израиле, где Вилдерс, помимо всего прочего, попал под бомбежку со стороны Иордании.