Интернет-конференция Рамзана Кадырова: глава Чечни "сделал заявку на то, чтобы де-факто отделить Чечню от России"

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Карэн Агамиров.



Андрей Шароградский: 30 января президент Чечни Рамзан Кадыров провел интернет-конференцию. В числе прочего он заявил, что силы вооруженной оппозиции в республике «потерпели полное поражение» и «о войне уже можно говорить в прошедшем времени».



Карэн Агамиров: Тезисы Рамзана Кадырова о том, что силы вооруженной оппозиции в республике «потерпели полное поражение» и «о войне уже можно говорить в прошедшем времени» руководитель независимой общественной организации «Центр политической информации» Алексей Мухин прокомментировал так...



Алексей Мухин: На самом деле это довольно смелое заявление, но, как ни странно, оно практически соответствует действительности, если бы не находилось в диссонансе с заявлением Владимира Владимировича Путина на недавней коллегии ФСБ о том, что террористическая угроза сохраняется и уровень ее довольно высокий. Рамзан Кадыров также предположил, что в горах еще обретается 60-70 "шайтанов", они же, видимо боевики, активисты, которые "еще бегают по горам с оружием". Но "это их последняя зима", заявил Рамзан Кадыров. По сути, он поставил перед собой задачу по физическому уничтожению оставшихся боевиков. На самом деле Рамзан Кадыров здесь берет на себя функции федеральных спецслужб, которые и призваны заниматься тем, что уничтожать боевиков и, скажем так, отделять реальных боевиков от тех мирных жителей, которые были введены в заблуждение пропагандой со стороны незаконных вооруженных формирований. Иными словами, Рамзан Кадыров сделал заявку на то, чтобы совершенно и окончательно де-факто отделить Чечню от России. То есть он сказал, что практически все механизмы управления должны находиться в его руках. Однако тут же оговорился, что чеченский народ свой выбор сделал, и Чечня будет составной частью Российской Федерации. Это заявление было призвано нивелировать или загасить резонанс от вышеобозначенного заявления о том, что Рамзан Кадыров отказал федеральным силам в праве самостоятельно решать, сколько "шайтанов" еще бегает по горам и какие из них должны быть ликвидированы.



Карэн Агамиров: А вот размышления Алексея Мухина над следующим умозаключением вчерашней онлайн-конференции Рамзана Кадырова: «Мы - мусульмане, мы исповедуем ислам, и никому не надо учить нас, как это делать. Кто задумывает мешать чеченскому народу жить мирной жизнью, найдет печальный конец в Чечне».



Алексей Мухин: Это противоречит Конституции Российской Федерации. Такое заявление для руководителя региона довольно рискованное. Тем более что ниже Кадыров заявляет о том, что он единственный законный руководитель этой республики, и народ Чеченской республики, сама Чеченская республику будут служить верой и правдой России. Видимо, критерии этой службы будет определять сам Рамзан Кадыров. В заслугу себе Кадыров совершенно справедливо поставил восстановленный Грозный и систему управления в республике, которая опирается на людей самого Кадырова. Здесь оппонировать ему совершенно невозможно, просто потому, что это факт.



Карэн Агамиров: Несостыковки эти, о которых вы говорили, случайные все-таки или это специально продумано было?



Алексей Мухин: Несостыковки, которые Рамзан Кадыров допустил по ходу объяснения своих действий на пресс-конференции, неслучайные. Дело в том, что Рамзан Кадыров для себя еще до конца не определил свою роль в иерархии власти, которую венчает Дмитрий Медведев. Он не уверен в этом человеке. Если в Путине он был уверен, называл себя совершенно справедливо, совершенно искренне "верным путинцем", то медведевцем, несмотря на верноподданнические заявления, сделанные сразу после обнародования имени так называемого "преемника", не прозвучали. Он еще настороженно относится к Дмитрию Анатольевичу, и, скорее всего, потребуется некоторое время и пуд соли, который они должны съесть вместе для того, чтобы Рамзан Кадыров был совершенно искренне верным медведевцем. Именно этим и объясняется такая двойственность позиции президента Чечни.



Карэн Агамиров: И политическое будущее Кадырова?



Алексей Мухин: Политическое будущее Кадырова, безусловно, безоблачное, потому что он поставил себя и является де-факто единственным регулятором мирной жизни в Чечне. И в этом смысле он Дмитрию Медведеву совершенно необходим.



Карэн Агамиров: Член правления общества «Мемориал» Александр Черкасов знает ситуацию на Северном Кавказе, в том числе Чечне, «от» и «до». Вот его мнение об интернет-конференции Рамзана Кадырова.



Александр Черкасов: Во многом можно согласиться с констатациями Рамзана Кадырова. Действительно, вооруженный конфликт в Чечне практически закончен, точнее, сейчас он размазан на весь Северный Кавказ. Смотрите, на днях снаряд, который предназначался боевикам где-то в лесах за Бамутом, лег в село Гехи. 26 домов повреждено, слава богу, никто не погиб. Значит, где-то там идет преследование боевиков. Сегодня пришло сообщение, что в районе села Чешки похищен, то есть, видимо, взят в плен, военнослужащий федеральных сил. То есть в горах что-то происходит. Сколько там боевиков? Посмотрим на оценки, которые дают представители силовых структур. Они называют несколько большие цифры, доходит там до 700 человек в их оценках. В этом году были сообщения о том, что молодежь, несколько сот человек, ушли в горы.



Карэн Агамиров: Так что «шайтанов с оружием», как сказал Кадыров, вовсе не 60-70.


А как восприняли жители Чечни выступление в интернете своего лидера? На связи - наш корреспондент в Грозном Ахмед Султанов.



Ахмед Султанов: Жители Чечни, с которыми я каждый день общаюсь, большинство из этих людей поддерживают эти его заявления, потому что по сравнению с Ингушетией, например, сегодня в Чечне настолько безопасно, что можно сравнить - как небо и земля. Но с другой стороны, достаточно часто происходят перестрелки, которые уносят жизни и с той стороны, и со стороны официальных силовых структур.



Карэн Агамиров: Что чеченский народ, люди, с которыми вы общаетесь, хотят, чтобы Кадыров еще сделал для них?



Ахмед Султанов: Например, у людей, которые живут в якобы отремонтированном доме, пожелания к президенту, чтобы как-то обратил внимание именно на этих людей, на их состояние. Увы, не у всех людей, как утверждает официальная пропаганда, достаточно стабильный заработок, достаточно стабильная работа, чтобы как-то прокормить свои семьи. Например, у людей, которые торгуют на рынке или в коммерческих палатках, у них свои упреки, может быть, к власти, что какие-то налоги большие или так, или так...



Карэн Агамиров: То есть социально-экономический характер они носят?



Ахмед Султанов: Да.



Карэн Агамиров: Один из наших экспертов говорит так: верный путинец Кадыров еще не решил, станет ли он верным медведевцем. Если идея с преемником воплотится в жизнь, как вы думаете, станет он медведевцем верным, таким же, как путинцем?



Ахмед Султанов: Если Медведев будет продолжать оставаться верным путинцем, тогда Кадыров тоже будет... Кадыров не раз подчеркивал, что он именно человек Путина и в знак благодарности будет эту линию вести и дальше.



Карэн Агамиров: Подытожил наш корреспондент в Грозном Ахмед Султанов.


Рамзан Кадыров как зеркало сегодняшней Чечни.