Депутаты томской думы хотят проводить собственные расследования

Законодатели Томска пытаются вернуть силу депутатским расследованиям

Депутаты томской областной думы намерены добиться полномочий для проведения полноценных парламентских расследований. В четверг они приняли соответствующий проект закона. Поводом для возобновления депутатских комиссий послужило громкое убийство предпринимателя Игоря Вахненко в стенах отдела УВД по борьбе с экономической преступностью.


Проект закона «О депутатском расследовании в Томской области» предложил законодатель Владимир Долгих. По его словам, закон о статусе депутата несовершенен, и законодатели не имеют достаточно прав, чтобы защищать интересы граждан.


Ранее депутатам не удалось создать комиссию по расследованию убийства предпринимателя Игоря Вахненко. Он погиб осенью прошлого года в кабинете одного из начальников отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД Томской области. Известно, что за день до этого Игоря Вахненко увезли на допрос, после которого живым его уже никто не видел. В ходе следствия выяснилось, что милиционеры выбросили тело предпринимателя из окна четвертого этажа, затем закопали его в лесу в 10 километрах отгорода.


Выводы судмедэкспертов до сих пор неизвестны – в интересах следствия прокуратура деталей не разглашает. Спикер областной думы Борис Мальцев убежден, что депутаты могли бы выяснить подробности, запросить документы – если бы соответствующий закон был принят: «Мы имеем право контролировать. Но как? Один из механизмов - это депутатское расследование. По такому делу должны были создать группу, провести депутатское расследование. Мы этого не сделали. Я думаю, от этого наш орган власти только потерял».
Депутат Чингиз Акатаев считает, что для граждан помощь депутатов может стать последней надеждой: «Я по себе сужу, что последней инстанцией, куда очень много народу приходит, это депутаты. Потому что это субъекты независимые и некая независимая инстанция, которая будет не определять, а именно независимо расследовать какие-то процессы и выявлять истину, а после этого выносить на суд общественности. Я считаю, что это очень хорошая движущая сила».
Инициатор законопроекта Владимир Долгих не исключает, что правоохранительным органам новые полномочия депутатов не понравятся: «Меня поразил отзыв прокуратуры: вы не имеете на то и то права... Мы и написали, что не имеем права. Это уже показывает отношение органов к нашему проекту». Господин Долгих добавляет, что если бы делом убитого бизнесмена депутаты занялись с самого начала, то они могли бы не только обнародовать подробности преступления, но и поставить перед руководством Томской области и Министерством внутренних дел вопрос о кадровой политике в местном УВД.


Сокращение полномочий депутатов и почти полное прекращение парламентских расследований произошло в Госдуме третьего созыва, считает экс-парламентарий Владимир Рыжков: «Тогда была сформирована коалиция партий “Единство”, “Отечество – Вся Россия”, группы “Народный депутат” и региональной группы. Получив большинство в Госдуме, Кремль занялся сокращением полномочий парламента и сокращением числа комиссий. Механизм простой – Кремль имеет конституционное большинство в Думе, и это большинство не возбуждает никаких дел по расследованию, не беспокоит чиновников. Для контраста – после трагедии 11 сентября, республиканская и демократическая партии, вне зависимости от того, кто был у власти, а кто – в оппозиции, сформировали специальную комиссию по расследованию и активно в ней работали».


На сайте Государственной думы опубликованы рекомендации круглого стола «О процедуре парламентских расследований», прошедшего еще летом 2005 года. Необходимость законодательного определения полномочий депутатов, законодатели объясняли так: «В период действия Конституции 1993 года палатами Федерального Собрания неоднократно создавались комиссии с целью расследования тех или иных событий. В частности, Государственной Думой были созданы комиссии по расследованию событий октября 1993 года в Москве, по расследованию обстоятельств начала боевых действий в Чеченской Республике, по расследованию деятельности Новороссийского порта. Советом Федерации была создана временная комиссия по расследованию причин финансового кризиса 17 августа 1998 года. …Во всех случаях создаваемые комиссии сталкивались с трудностями, обусловленными отсутствием достаточного правового регулирования процедуры парламентских расследований. В частности, отсутствие норм, устанавливающих обязанность должностных лиц предоставить по запросу комиссии необходимые сведения, явиться на заседание комиссии и дать показания, а также норм, устанавливающих ответственность за неисполнение этой обязанности, существенно затрудняла деятельность комиссий. Нерешенность вопроса о правовых последствиях парламентских расследований нередко фактически сводила результаты их деятельности к нулю».

Проект федерального закона «О парламентских расследованиях» тогда был отклонен из-за претензий по формулировке ряда положений. Зато был принят другой, сильно сокращающий полномочия депутатов, рассказал Владимир Рыжков: «Он написан таким образом, что инициировать расследование практически невозможно. Для этого нужно 90 подписей депутатов (а ни в одной оппозиционной фракции нет такого числа депутатов) и для этого нужно согласие обеих палат. А в условиях, когда Совет федерации полностью подконтролен Кремлю, вторая палата никогда не даст своего согласия, даже если первая что-то инициирует».