Галерея Уффици покупает картину Бориса Заборова



Иван Толстой: На этой неделе произошло значительное событие в истории современного русского искусства. Знаменитая флорентийская галерея Уффици приобрела картину живущего в Париже художника Бориса Заборова. Собрание Уффици, главным образом, посвящено старому искусству – две трети коллекции отданы художникам Возрождения и полотнам до XVIII века, и только треть веку девятнадцатому и двадцатому. Русские мастера здесь вообще на перечет. Успех Бориса Заборова уже называют «праздником целого поколения» русских независимых живописцев и пробуют сравнивать произошедшее с таким событием, как Нобелевская премия Иосифу Бродскому. Из Флоренции рассказывает Сергей Дедюлин.



Сергей Дедюлин: 4 февраля, в понедельник, в знаменитой флорентийской галерее Уффици, в одном из самых достойнейших музеев прекрасной Италии, происходила довольно своеобразная церемония, интересная самыми разными составляющими. С одной стороны, довольно торжественная, с другой стороны, весьма скромно-профессиональная. С одной стороны, представлены были крупнейшие директора итальянских музеев, ряд индивидуальных гостей галереи и самые избранные итальянские журналисты, с другой стороны, это событие в таком камерном кругу - около 50-ти гостей и участников, не считая административной команды, которая довольно почтительно держалась позади. Тем не менее, это событие имеет важнейшее значение для современной русской культуры. Галерея Уффици, знаменитая галерея, посвященная, в основном, искусству эпохи Возрождения, не занимающаяся почти совершенно современным искусством, приобрела, впервые в истории, картину современного русского художника рубежа ХХ и XXI веков Бориса Заборова.


Борис Заборов родился в Минске, учился в Ленинграде и в Москве, затем снова вернулся в Минск, до 80-го года был известен как график, получал премии в Москве и в ГДР, но в 80-м году принял решение эмигрировать, потому что не видел другого пути стать живописцем. С тех пор он работает во Франции. Он стал совершенно новым художником, то есть, его манера, которую часто сравнивают с новыми фотографическими законами, родилась только в Париже. Может быть, это связано с тем, как считают некоторые, что он, несмотря на то, что ему за семьдесят, самый моложавый из своих товарищей по поколению. Самый моложавый, замечательно бодрый, спокойный и энергичный, может быть, потому, что он просто родился второй раз около сорока лет.


Его художественная манера, которая как бы оживляет старые фотографии, оживляет вещи, одухотворенные, одушевленные людьми, которые прикасались к этим вещам, находит своих сторонников среди крупнейших коллекционеров в Старом и Новом Свете, среди некоторых музейных кураторов. Его работы находятся в некоторых музеях, в том числе, в Третьяковской галерее и Русском музее. Но это уже после перестройки, после обретения определенной свободы на нашей родине.


И вот теперь картина «Автопортрет с моделью», работа 1998 года, которая уже получила премию на 36-м Международном конкурсе искусств в Монте-Карло в 2002 году, вызвала определенный интерес у Филиппа Бидэна, одного из крупнейших европейских ценителей автопортрета, французского искусствоведа, который не раз писал о Борисе Заборове, затем у Паскаля Бонафу, когда он был приглашен куратором для европейской выставки автопортрета художников ХХ века, которая проходила в парижским Музее Люксембург при Сенате. Сенат находится в Люксембургском дворце, а рядом с Люксембургским дворцом находится музей, в котором проходят довольно престижные выставки. Затем эта выставка была повторена только в одном месте в Европе, а именно в галерее Уффици. И парижские искусствоведы, и одна из директрис галереи Уффици Джованна Джусти, которая как раз заведует подразделением автопортретов в Уффици, очень заинтересовались «Автопортретом с моделью».


Это довольно вытянутая картина, примерно двухметровой длины, меньше метра в высоту, состоит как бы из трех частей. Слева, в позитивном изображении, реалистическом - отражение художника в зеркале. Это особой формы объемное зеркало, и догадываешься, что это зеркало: специально райское яблоко изображено перед ним. Затем пространство, в котором нет ни одного автоматически замалеванного квадратного сантиметра, но такая содержательная мгла протягивается между автопортретом художника и его моделью, обнаженной девушкой, девушкой из довольно известной литературной семьи конца ХХ века, которая уклоняется в другую сторону от автора, смотрит в другую сторону и которая живописными методами изображена негативно. То есть, как некоторые критики полагают, это тот самый негатив, который так и остается непостижимым.


Борис Заборов - не первый русский художник в галерее Уффици, но, однако, их, русских художников, там и немного: Карл Брюллов, Орест Кипренский, Иван Айвазовский, Илья Репин, Борис Кустодиев и Марк Шагал.


Выставка единственного нового поступления, одной только этой работы была открыта 4 февраля в Большом коридоре Вазари, который соединяет несколько дворцов и переходит по знаменитую мосту через Арно. В печати было объявлено, что выставка будет открыта в Каминном зале галереи Уффици. Но в Каминном зале не было света, поэтому церемония была перенесена туда, и картина будет там находиться до 16 февраля. Затем она займет место в постоянной экспозиции в Галерее автопортретов.



Иван Толстой: Во время своего выступления художник Борис Заборов сказал, что он прожил две жизни – первую в Советском Союзе, вторую - в Париже. Если бы можно было и третью, он ее несомненно провел бы в Тоскане: «только здесь может происходить диалог человека и природы».