Следователь запретил бывшему мэру Томска присутствовать в суде

Поводом для иска Александра Макарова к газете «Томская неделя» стала одна из статей, в которой, по словам Макарова «журналист, ссылаясь на слова сотрудника прокуратуры, распространил сведения, которые не соответствуют действительности и порочат мое имя»

Отстраненного от должности мэра Томска Следственный комитет при прокуратуре РФ в Томской области запретил доставлять в суды по его же гражданским делам. Запрет наложил следователь Следственного комитета Марк Харламов. Адвокаты томского мэра намерены обжаловать этот запрет в суде. Вчера истец впервые отсутствовал на судебном заседании по иску к газете «Томская неделя».


Честь и достоинство Александра Макарова 7февраля в суде были намерены защищать только адвокаты. Но судебное заседание перенесли. Макаров, по решению следователя, остался в следственном изоляторе. Следователь Следственного комитета при прокуратуре Томской области Марк Харламов свое решение никак не мотивировал.


Но сам факт запрета участия истца в гражданском процессе - это нонсенс, говорит адвокат Виктор Бакуревич: «В нормальном, цивилизованном государстве это просто невозможно, когда следователь своим распоряжением запрещает гражданину Российской Федерации защищать свои права и интересы в судебном порядке, участвовать лично в судебном заседании, предоставлять доказательства и обосновывать свою позицию. Тем более что данный процесс связан именно с нарушением личных прав Александра Сергеевича Макарова».


Поводом для иска Александра Макарова к газете «Томская неделя» стала одна из статей. В частности, в суде Макаров заявлял, что «журналист, ссылаясь на слова сотрудника прокуратуры, распространил сведения, которые не соответствуют действительности и порочат мое имя». Соответчиком в этом деле выступает начальник Следственного комитета Павел Сбышко.


Главный прокурор Томской области Сергей Панов на пресс-конференции признался журналистам, что вообще закрыл бы все судебные заседания по каким бы то ни было делам с участием отстраненного мэра, мотивировав свое желание тем, что « нечего из этого шоу устраивать».


« Будь их воля, они бы посадил его в зиндан, - считает адвокат Виктор Бакуревич. - Скоро будут сажать, я думаю. Будь их воля, они это будут делать. И весь только вопрос в том, будет на то воля и право или не будет, потому что фактически речь идет о том, что человека засунули год с лишним назад в кутузку и сейчас ему говорят: "Ты там сиди и не высовывайся. И письма никакие не пиши. И ни процессы никакие не езди. И вообще, лучше бы ты уже подписал признательные показания, и всем было бы замечательно"».


Александр Макаров написал письмо директору ФСБ Николаю Патрушеву. В послании говорится о коррупционном сговоре правоохранительных органов и коммерческих структур во время возбуждения уголовного дела против градоначальника.


Текст письма появился на сайте арестованного мэра. Главный прокурор Сергей Панов усомнился в подлинности послания: «Гражданин Макаров находится в следственном изоляторе, и у него сайтов никаких не может быть. Что там появляется или какой-то шутник пишет... Якобы открытое письмо Патрушеву - кроме как гнусный пасквиль я его назвать не могу, другого у меня определения нет. Кто его писал, я не знаю, потому что, чтобы туда попасть, надо официально пройти через администрацию, но раз не проходило – анонимное».


С мнением прокурора не согласен адвокат Виктор Бакуревич: «Проходило или нет, надо областной прокуратуре уточнить этот вопрос все-таки в администрации СИЗО, потому что письмо это через них проходило, есть соответствующие документы, которые это подтверждают, поэтому сомневаться в подлинности и в наличии этого письма, я думаю, совершенно недопустимо».


Через неделю Европейский суд по правам человека будет рассматривать дело томского мэра. Защита настаивает, что мера пресечения - содержание под стражей - угрожает жизни и здоровью Александра Макарова. Прокуратура продолжает настаивать: отстраненный мэр может скрыться от следствия или надавить на свидетелей.


Данных об угрозе жизни и здоровью Макарова у прокуратуры нет: «Вопрос стоит немножко не так: состояние здоровья, угрожающее жизни. Мы написали, что по результатам обследований, которые проводились, у нас таких данных нет».


Даже если суд в Страсбурге встанет на сторону Макарова, это вряд ли изменит ситуацию с выбором меры пресечения для отстраненного мэра, - говорят адвокаты: «С нашими "смешными" болезнями, как сердечная недостаточность, гипертония третьей степени, панкреатит и холецистит, конечно, очень смешно рассчитывать на какое-либо влияние, когда мы сейчас все наблюдаем прецедент Алексаняна».


Томский мэр сейчас заканчивает знакомиться с материалами дела - это 61 том. Макаров продолжает отвергать все 13 предъявленных ему обвинений и подвергает сомнению достоверность показаний свидетелей по делу. Мэр заявляет, что стал жертвой злого умысла и преследования со стороны прокуратуры.