Мюнхен-08: ни безопасности, ни ее разоблачения

На крыше гостиницы Bayerischer Hof, где проводилась конференция, международных террористов замечено не было


В Мюнхене в 44-й раз прошла ежегодная конференция по вопросам глобальной безопасности. В ее работе приняло участие более 250 политиков и экспертов. В этом году тема форума была обозначена как «Беспорядочный мир. Изменяющееся соотношение сил. Отсутствие стратегии». На конференции выступил и российский вице-премьер Сергей Иванов. Сенсаций, подобных прошлогоднему выступлению Владимира Путина, столица Баварии на сей раз не услышала, но по основным проблемам в отношении России и Запада г-н Иванов вполне высказался.


Прежде всего он определил позицию Москвы по вопросу размещения элементов системы ПРО США в Восточной Европе. По словам г-на Иванова, Россия ответит на это «адекватно, эффективно и с меньшими затратами» в течение четырех-пяти лет, которые он отвел Вашингтону на создание т.н. 3-го позиционного района ПРО. Глава российской делегации предложил своим американским коллегам приступить к подготовке нового соглашения о сокращении и нераспространении стратегических наступательных вооружений. Высказался вице-премьер и по проблеме статуса Косова, признание независимости которого он прировнял к открытию «ящика Пандоры».


Опрошенных РС российских экспертов Сергей Иванов не удивил – нынешний всплеск интереса к мероприятию академического формата носит разовый характер и вызван ярким прошлогодним выступлением на нем президента России.


Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов отмечает, что Мюнхен-2008 не предложил даже рамочных подходов к решению заявленных проблем: «Выступления многочисленных официальных лиц повторяли то, что мы уже обсуждаем последние пару лет. На мой взгляд, это свидетельствует о том, что новой внятной повестки дня у международных отношений не появляется, хотя количество проблем растет. Я бы это сравнил, как ни странно, с американской избирательной кампанией, очевидный лозунг которой состоит в требовании перемен, новых подходов, принципиально иных оценок, другой политики, другой элиты. Конференция в Мюнхене продемонстрировала, что нынешние элиты зациклились на одном и том же».


Журналист-международник Дмитрий Бабич обращает внимание на то, что стоявшие на повестке дня форума два содержательных вопроса также не получили внятного ответа: «Это дискуссия внутри альянса о политике в Афганистане и в меньшей степени о ситуации в Ираке. И вторая тема, - что все-таки делать с размещением американских противоракет в Польше и радара в Чехии. Пока только заданы вопросы, ответов не найдено. Очевидно, что основная дискуссия перенесется на саммит [НАТО] в Бухаресте. Д ля России самый важный вопрос второй. У меня есть ощущение, что Запад по нему занял довольно жесткую позицию. Руководитель внешней политики Европейского Союза Хавьер Солана заявил, что России следует смягчить риторику. То же самое заявил представитель НАТО Джеймс Апатурай. С российской стороны пока прогресса нет, последовала довольно жесткая речь первого вице-премьера Сергея Иванова. Как будет развиваться ситуация, во многом будет зависеть от действий нового президента России и от того, какие решения будут приняты в Бухаресте».