Самаре не нужны пожилые студенты

Отношение к обучению пенсионеров не слишком изменилось с советских времен. Видеть в них полезных членов общества власти категорически не желают

Самарское управление образования вместе с Министерством высшего образования России посчитало невыгодным дальнейшую работу единственного в российской провинции Института для пожилых. Три года это уникальное высшее учебное заведение работало на базе Самарского государственного университета. Необычные студенты - пенсионеры, под руководством вузовских преподавателей постигали азы компьютерной грамотности и юриспруденции.


«Для нас это сейчас больной вопрос - юриспруденция. Там и наследство, и жилищные проблемы», - рассказывает студентка, пенсионерка Нина Прокопович.


Занятия в необычном институте помогали представителям старшего поколения, пенсионерам, лучше понимать проблемы молодежи.


По словам инициатора создания самарского Института пожилых, проректор Самарского госуниверситета Алексея Нечаева, многие бабушки и дедушки, несмотря на свой преклонный возраст, достигли больших успехов в компьютерном дизайне и программировании, научились разбираться в премудростях юриспруденции: «Колоссальный разрыв между поколением, формировавшемся в одном обществе и в другом обществе. Это не просто время, это не просто разность взглядов и интересов, это разность социумов. Согласитесь, что бабушка, которая посылает внуку сообщение по электронной почте или разговаривает о гигабайтах или материнских платах, это уже совсем другая бабушка, нежели та, которая "мышь" в глаза не видела».


В работе преподаватели Института использовали собственную образовательную концепцию ресоциализации, которая, по словам Алексея Нечаева, помогала пожилым людям вернуться к активной жизни, почувствовать себя нужными, знающими и компетентными.


Необычный институт существовал на деньги спонсоров, ежегодно оплачивавших по полмиллиона рублей его преподавателям. Как говорят пенсионеры, учеба подарила им возможность на равных общаться с молодежью, быть более полезными для детей и внуков.


« Сюда бежишь, торопишься что-то сделать, что-то познать. Мы стали другими. Мы все это замечаем. А это, следовательно, переходит и на общение в семье, с соседями, с другими окружающими. Даже в очереди теперь я знаю, как себя вести», - считает студентка Галина Андреева.


С ней согласна и другая студентка Института Нина Прокопович: «Хочется доказать и себе, и внукам, и окружающим, что в моем возрасте еще не угасают умственные возможности, что можно что-то освоить и в этом возрасте. Это будет полезно не только лично мне, это будет полезно и для семьи, и для моих наследников, может быть, даже и для окружающих».


Интерес к пенсионерам, окончившим Институт для пожилых, проявили и сотрудники кадровых агентств. Как выяснилось, многие работодатели оказались не прочь принять на работу сотрудников-пенсионеров.


«Такой персонал во многом исполнительнее и пунктуальнее, чем молодежь, - говорит директор кадрового агентства Ирина Макарова. – Мы специально даже обозначаем этот пункт, что готовы рассматривать даже специалистов предпенсионного возраста и даже желательно, чтобы это были люди с большим опытом работы».


Несмотря на то, что очередь студентов, заинтересованных в поступлении в Институт, расписана на несколько лет вперед, чиновники областного Министерства образования отказываются общаться с руководством учебного заведения.


Как рассказала заведующая учебной частью Института для пожилых Наталья Бодячина, самарские пенсионеры намерены, руководствуясь девизом своего Института: «Не отступать и не сдаваться», добиваясь от областных властей финансирования уникального и единственного в России учебного заведения для пожилых студентов.