Иван Толстой: Начнем с документального фильма «Гражданин Гавел», посвященного бывшему президенту Чехии. Двухчасовой фильм снимался с осени 92-го года, когда Гавел еще был президентом Чехословакии, распавшейся в 1993 году, до окончания его второго срока в 2003 году. И потом еще несколько лет. Картина только что показана во внеконкурсной программе «Форум» Берлинского кинофестиваля. Рассказывает Нелли Павласкова.
Нелли Павласкова: Долгое время об экс-президенте Вацлаве Гавеле не было ничего слышно - полгода он находился в Вашингтоне, работал в библиотеке Конгресса, потом заканчивал свою новую пьесу «Уход» и другие книги. В середине минувшего года Гавел развил бурную деятельность. Сначала была открыта музейная экспозиция под названием «Вацлав Гавел - чешская легенда». На ней были представлены фотографии Гавела, его книги, дипломы и награды, точная копия его рабочего кабинета в Граде в бытность его президентом, макет его деревенского дома в горах, где до 89-го года собирались диссиденты и ставились его пьесы. Между прочим, это второй музей, открытый в Чехии при жизни героя. Первый был посвящен Карелу Готту и получил название Готтланд. Вслед за этим вышел сборник статей и выступлений Гавела под названием «Прошу покороче». Затем переписка Гавела с Франтишеком Яноухом, известным чешским атомным физиком и диссидентом, эмигрировавшим в 68-м году в Швецию.
Недавно Гавел опубликовал новую пьесу «Уход», которую не приняли два главных драматических театра Праги. Национальный театр не согласился с требованием автора, чтобы главную женскую роль в спектакле играла жена Гавела – актриса Дагмар. А Виноградский театр не мог выполнить высоких технических требований режиссера. Ныне пьесу готовит к постановке пражский экспериментальный театра «Арха» – «Ковчег». И, наконец, в конце января на экраны вышел документальный фильм «Гражданин Гавел». Герой фильма не смог присутствовать на премьере, так как слишком большая нагрузка вызвала аритмию сердца, и ему пришлось две недели провести в клинике.
Фильм «Гражданин Гавел» снимался 13 лет. Все эти годы режиссер- документалист Павел Коутецкий присутствовал со своей съемочной группой в президентском дворце на совещаниях президентского штаба, на всех важных событиях, был допущен к подготовке к ним, когда Гавел бегал по комнатам дворца в неглиже и заучивал слова выступления. Коутецкий был единственным кинематографистом, допущенным на свадьбу Гавела с актрисой Дагмар Вешкрновой, на встречу с Ельциным и Горбачевым, на джазовый вечер с Клинтоном, он проник на секретные переговоры во время правительственного кризиса 97-го года, он летал с президентом на встречи на высшем уровне в Вашингтон и в Париж, продолжал снимать Гавела и после того, как кончился его президентский срок.
Съемки были прерваны из-за трагического события – смерти режиссера Коутецкого. Он сорвался с 16 этажа недостроенного здания во время осмотра натуры для нового фильма.
После него осталось сто часов заснятого материала. Из него смонтировал двухчасовой фильм другой режиссер - Мирослав Янек. Кроме того, готовы еще четыре часовые серии для телевидения. Бывший заведующий пресс-отделом канцелярии президента Ладислав Шпачек вспоминает:
Диктор: «Мы пришли в ужас, когда узнали, что целыми днями за нами будет неотступно ходить камера. Но режиссер Павел Коутецкий был исключительно тактичным человеком, и с Гавелом они хорошо понимали друг друга. Но все равно: когда вспыхивал огонек камеры, мы непроизвольно прекращали дебаты. Не все сотрудники Гавела одобряли съемки. Они боялись, что отснятым материалом может кто-то воспользоваться. Сначала Коутецкий не собирался делать фильм, он снимал все для архива и тщательно хранил пленку. Но фильм получился удачным, в какой-то степени это даже комедия, Гавел очень остроумно комментирует свои промахи, посмеивается над самим собой, не боится показать изнанку торжественных событий. Всего на пленке и на видео было запечатлено девяносто событий. Гавел видел первый вариант фильма, который продолжался три с половиной часа. Он совершенно не вмешивался в работу нового режиссера, ничего ему не советовал и не запрещал».
Нелли Павласкова: Вот фрагмент из фильма: Гавел ждет конца голосования и готовится принять сообщение о том, что он снова избран президентом Чешской Республики. В этом отрывке Гавел говорит: «Они мне объявят, что я был избран президентом. А что мне надо на это сказать?». Ему подсказывают: «Скажите: «Спасибо за информацию». Гавел смеется: «Значит, теперь конец всем фамильярностям. Теперь будет порядок - меня уже нельзя отозвать».
Фильм больше обращает внимание на то, что делается за кулисами событий, на каждодневные ритуалы и, кроме того, на некоторые пикантности в отношениях между президентом и тогдашним премьер-министром, нынешним президентом Вацлавом Клаусом. С самого начала девяностых годов росла напряженность в отношениях между этими незаурядными и столь не похожими друг на друга людьми. Премьер-министр Клаус, профессор экономики, часто поучал президента Гавела, как должен вести себя президент с ограниченными полномочиями, чем невероятно раздражал главу государства. И следующий фрагмент фильма - о соперничестве между ними во время пребывания в Праге президента Клинтона. Гавел пригласил Клинтона в знаменитый пражский джаз-клуб «Редута», где Клинтон потом играл на подаренном ему Гавелом саксофоне. «Об этом вечере узнал Клаус, - рассказывает Гавел своим сотрудникам. «И он говорит мне: «Как это так? Я, поклонник джаза, всю жизнь ходивший в «Редуту», не получил приглашение на джазовый вечер с Клинтоном?». Моя благовоспитанность кричала во мне: «пригласи его, пригласи», но я выдержал и ничего ему не сказал».
Потом резкий монтажный скачок, вечер в «Редуте», и рядом с Гавелом сидит Клаус с женой и с восторгом слушает игру Клинтона.
Вот мнение о фильме кинопродюсера Яны Томсовой
Яна Томсова: Меня в фильме не очень интересовала его комедийная сторона, хотя она нравится зрителям. В начале своего президентства Гавел выглядит молодо, задорно, много шутит, не боится гротеска. Он вечно что-то ищет в карманах и на столе, как истый деятель театра, репетирует свои выступления с ассистенткой. Хороши сцены с первой женой Ольгой в их деревенском доме, когда Ольга его ругает за то, что он не повел на прогулку щенков, а Гавел обороняется: «Ты же мне не сказала, что я должен сделать»! А Ольга отвечает: «Тебе все надо приказывать». Смерть Ольги завершает первую часть фильма, и потом начинается вторая пятилетка его президентства, на экране возникает его новая любовь – Даша. А в Граде появляются новые собаки – два боксера Даши, которые постепенно вытесняют «усача» Гавела и Ольги, потом «усач» вообще исчезает, он отдан знакомым, чтобы не злить собак второй жены, охотно и гордо позирующих в креслах и на коврах дворца, и сопровождающих президентскую пару в их заграничных поездках. Во второй части фильма Гавел меняется. Он меньше шутит, больше обеспокоен надвигающимся правительственным кризисом и своими раздорами с Вацлавом Клаусом, который, в конце концов, подает в отставку вместе со своим кабинетом. Гавел назначает новый кабинет. Здесь уже не до шуток.
Вот эта часть – события за кулисами политики - меня интересовала больше всего. Гавел не любит Клауса, тем не менее, ему неприятно слушать тех, кто его натравливает на премьер-министра. Но мы видим, что Гавел, в общем, вынужден слушаться и тех, и других. Его положение нелегкое. Он ведь не король.
Нелли Павласкова: Некоторые сцены до сих пор остаются острыми, они касаются третьих лиц, поэтому многие метры пленки еще на долгие годы останутся под замком в сейфах. Но в интернете появились сцены, не вошедшие в фильм, как, например, празднование шестидесятилетия Гавела в 1996 году, визит Жака Ширака в Прагу в 1999 году, прогулка Гавела с женой Дагмар в Центральном парке Нью-Йорка и встреча в Праге с Михаилом Горбачевым. Ситуация в этом эпизоде следующая:
Гавел встретился в одном из исторических залов Града с Горбачевым и с сопровождающей его дочерью Ириной. Встреча была неформальной, но все равно настало непредвиденное faux pas: в лабиринтах Града заблудился переводчик, и Гавелу пришлось самому говорить по-русски.
Что показывает Гавел Горбачеву? В одном из старинных барельефов, украшающих стены этого зала, вылеплен портрет какого-то вельможи в очках, невероятно похожего на Берия. Может быть, Гавел специально выбрал этот зал, чтобы развеселить Горбачева?
В чешской печати появились и некоторые критические отзывы на фильм «Гражданин Гавел». Например, газета «Лидове новины» пишет:
Диктор: «Еще до премьеры о фильме говорили, как об исключительно откровенном документе, который приведет зрителя в «президентскую кухню», обнажит зазеркалье политики и покажет Гавела таким, какой он есть. Все это справедливо лишь до определенной степени. Узнаем ли мы о Гавеле что-то новое? В действительности, очень мало, ибо Гавел - великий мастер своего дела и знает, как сохранить под контролем свой собственный образ. Фильм вызывает впечатление, что президент просто забывает о присутствии камеры. Тем не менее, почти все бывшие сотрудники Гавела говорят о том, что они всегда хорошо помнили о присутствии камеры. Сам главный герой ни на минуту не выходит из роли. Это особенно бьет в глаза, когда он говорит своим сотрудникам: «Я - президент правды, а не лжи», или когда декламирует романтические стихи. Вацлав Гавел был фактически и режиссером, и редактором, и сценаристом и главным героем этого фильма. Он никогда не забывал о своем любимом театре абсурда. Политика всегда была и будет отчасти театром».
Нелли Павласкова: Фильм «Гражданин Гавел» смотрится на одном дыхании. В зрительном зале часто раздаются залпы смеха, они сменяются тяжелой тишиной в сценах похорон и прощания с первой женой Гавела Ольгой, которую народ искренне любил и уважал. А главный герой подтвердил свою мировую репутацию незаурядного человека с блестящим умом.