Участники недавнего оппозиционного митинга в Ингушетии выдвинули руководству республики требование об освобождении жителя селения Сурхахи Макшарипа Аушева и жителя селения Экажево Магомеда Евлоева, которые были задержаны накануне правоохранительными органами. В случае невыполнения требования родственники задержанных и их сторонники намерены в пятницу вечером организовать шествие протеста из Назрани в Магас.
На оппозиционном сайте «Ингушетия.ру» сообщается о начале всеобщей акции гражданского неповиновения с демонстрациями, перекрытием дорог и пикетами правительственных зданий.
Прокуратура Ингушетии обвинила Макшарипа Аушева и Магомеда Евлоева в организации беспорядков 26 января в Назрани. На этот день в городе было намечено проведение массового оппозиционного митинга. Митинг не состоялся, а в центре Назрани произошли столкновения между сотрудниками милиции и молодежью.
Представители семейства Евлоевых решил провести бессрочную акцию протеста в Магасе, если его не отпустят в пятницу. Сам Магомед Евлоев имеет родственные связи с одним из лидеров местной оппозиции. Сторонники Макшарипа Аушева и Магомеда Евлоева настроены решительно, утверждает эксперт Московской Хельсинской группы по Северному Кавказу Асламбек Апаев: « В Нальчик выехал дядя и младший брат Магомеда Евлоева. Если Магомеда не отпустят, они намерены после пятничной молитвы идти на Магас. Маршем пойдет основная масса Евлоевых и другие люди. На самом деле это началось из-за похищений и убийств граждан в Ингушетии и перешло в это противостояние уже непосредственно с президентом. Они считают, что он виноват и уходит от ответственности. Есть факты, что людей похищают спецслужбы».
Член Совета Федерации от Республики Ингушетия Василий Лихачёв считает, что в дестабилизации ситуации заинтересованы радикальные силы: «В республике, с одной стороны, идет нормальный экономический процесс, люди готовятся к выборам, местные и центральный избирком, политические партии имеют все объективные возможности для агитации за того или иного кандидата. С другой стороны, совершенно очевидно, что террористическое подполье, которое в последние месяцы активно подпитывается финансами из Ближнего и Среднего Востока, ставит задачу не только силового давления на федеральную и местную власть, но и создания атмосферы психологической неуверенности и нервозности».
Сенатор Василий Лихачёв полагает, что представителям федеральных силовых структур следовало бы начать диалог с местными жителями: «Нужно с людьми говорить, объяснять им цели, задачи, ресурсы, которые применяются. Не надо думать так, что люди не поймут смысл той или иной операции, те или иные факты задержания, которые осуществляются в уголовно-правовом поле Российской Федерации. Мне кажется, что если такой откровенный диалог начнется, то силовые структуры Российской Федерации получат большую морально-политическую поддержку в ингушском обществе».
Глава общественной организации «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина убеждена, что столкновения между милиционерами и ингушской молодёжью 26 января наглядно продемонстрировали кризисное положение в республике: «Не могу поддержать тех людей, которые вывели подростков на митинг. И тех, кто не берет на себя ответственность за людей, которых он выводит на неразрешенные митинги и пикеты. Но опять - кто в этом виноват? Виновата власть, которая запретила мирный митинг, которая хочет доложить, что в Ингушетии все в порядке. И выразить свой протест народ не может».