В Музее Сахарова прошла презентация новой книги известного фотохудожника и журналиста Юрия Роста. Под обложкой с названием «Групповой портрет на фоне века» поместились 250 снимков и сопровождающих их эссе.
Многие снимки Юрия Роста давно перекочевали с газетных страниц, на которых они появлялись изначально, в книги о знаменитостях. Впрочем, так называемые "простые люди" всегда интересовали мастера не меньше. Их портреты на равных вошли в толстый том, выпущенный издательством АСТ.
«Это дядя Гриша, чистильщик, — говорит Юрий Рост, листая страницы альбома. — Будка его находилась на углу Тверского бульвара и Пушкинской площади. Это девочка с бубликами. Алиса Фрейндлих, снятая в двух зеркалах. Я вам скажу, что, если вы снимаете женщин, снимайте их в зеркалах, отражения, они себя лучше узнают, потому что смотрят же в зеркало, правда? Это две пинежские старушки, баба Оля и баба Дарья. Известно, что они участвовали в поимке самолета руками, в Гражданскую войну они поймали. Сели два англичанина, а эти еще девками были маленькими, мотор не завелся, подбежала бабка, которую звали Афинка, взялась за пропеллер, и те не улетели, и остались англичане. Могилу одного я видел, второй куда-то сгинул. Это Уланова в Большом театре на сцене. Это председатель маленького села».
Юрий Рост внимателен к деталям. Он подмечает, что на групповом снимке горцев у мужчин не только лица разные, но и ноги. В том, как люди стоят, тоже проявляется их характер. В книге собраны снимки разных десятилетий ХХ века, в том числе, совсем ранние, когда автор был еще подростком. На фотографии — три мальчика послевоенной поры.
«Вот эта фотография сделана в 1946 году. Это мои друзья. Слева — сын директора театра, справа — сын завпоста, посереди — сын билетерши Раечки. Видите, как они все по-разному одеты». — говорит Юрий Рост.
Все фотографии в книге «Групповой портрет на фоне века» исключительно черно-белые, и вот объяснение автора: «Я считаю, что вообще черно-белая фотография гораздо богаче, чем цветная, если речь идет о человеческих портретах, изображениях, они не отвлекают».
Снимки и тексты пятисотстраничной книги взаимно дополняют друг друга. В принципе, говорит Юрий Рост, очерки могли бы существовать и самостоятельно, но соединение изображения и печатного слова создает дополнительный объем.