Для российских банков в марте-апреле совпадут крупные расходы: пик ежегодных выплат по взятым ранее зарубежным кредитам и займам и необходимость уплаты НДС, которая с 2008 года производится поквартально. Они могут превысить общий объем их собственных средств. Летом 2004 года нехватка этих средств привела к кризису ликвидности в российской банковской системе, от которого пострадали «Гута-банк» и «Содбизнесбанк».
Объем выплат НДС составит около 500 миллиардов рублей, при этом нынешний индикатор банковской ликвидности - 700 миллиардов рублей, отмечает главный экономист «Альфа-Банка» Наталия Орлова:
«По сути, две трети всей текущей банковской ликвидности в апреле уйдет в бюджет просто за один день!» А общие налоговые платежи банков, по словам Орловой, составят в апреле 800-900 миллиардов рублей (33-36 миллиардов долларов). «Это значит, что банки, безусловно, будут вынуждены обратиться за помощью к Центральному банку для поддержания своей текущей ликвидности».
Кроме того, на март придется пик платежей в 2008 году российских банков в погашение ранее взятых зарубежных кредитов и других заимствований, в том числе - еврооблигаций. Общая сумма этих платежей в течение всего одного месяца составит примерно 16 миллиардов долларов.
Объем зарубежных заимствований российских банков значительно вырос за последние несколько лет, превысив к концу 2007 года 150 миллиардов долларов, отмечает заместитель директора парижского офиса международного рейтингового агентства Standard&Poor's банковский аналитик Екатерина Трофимова. По ее словам, доля иностранных заимствований в структуре пассивов российских банков уже превысила 20%, хотя еще в 2004 году она составляла не более 12%. Тем не менее, полагает Трофимова, российские банки в 2008 году вполне могут справиться с долговыми выплатами, объемы которых сопоставимы с платежами предыдущего полугодия, то есть времени первого этапа спада на мировых финансовых рынках.
Цена заимствований
Всего за три последних года доля зарубежных долгов в структуре обязательств российских банков выросла почти вдвое, а одалживать новые средства становится все труднее банкам любой страны мира.
В Европе, например, из-за проблем, возникших у многих финансовых институтов ввиду их активного еще недавно участия на рынке рискованной ипотеки в США, сами банки стали в последние месяцы менее охотно кредитовать и друг друга, и промышленные компании. В результате стоимость таких заимствований резко возросла. И неважно, кто обращается за ними – банк из России, США или другой европейской страны.
Европейский центральный банк, как и Федеральная резервная система США, был вынужден провести целую серию льготных кредитных интервенций на десятки миллиардов евро, чтобы сбить рыночную стоимость таких заимствований.
«Ипотечный кризис, возникший в США, перекинулся на Европу и вызвал здесь, в свою очередь, кризис ликвидности, - говорит сотрудник исследовательского института IFO в Мюнхене Рюдигер Парше. – Теперь мы говорим о серьезных проблемах во всем банковском секторе Европы. Достаточно вспомнить британский банк Northern Rock или немецкий Industrie Kredit Bank (IKB), оказавшиеся на грани банкротства, что потребовало миллиардных вливаний со стороны государства».
Европейские банки, ранее покупавшие в США в больших объемах ценные бумаги, привязанные к ипотечному рынку, теперь вынуждены эти суммы просто списывать. Крупные банки с этим еще как-то справятся, полагает Рюдигер Парше, более мелким для выживания потребуется поддержка всего банковского сектора. А в случае небольших государственных банков, например, IKB, расплачиваться придется в итоге налогоплательщикам.
Эхо кризиса 2004 года
Последний по времени банковский мини-кризис, а именно кризис ликвидности, разразился в России летом 2004 года. Тогда банкам перестало хватать собственных средств – во многом из-за явно избыточной, по мнению многих экспертов, стерилизации экспортных доходов российских сырьевых компаний в пользу только появившегося тогда Стабилизационного фонда.
Нынешняя ситуация кардинально отличается от той, которая сложилась в банковском секторе России к лету 2004 года, считает Наталия Орлова. Во-первых, по ее словам, активные действия предпринял на этот раз Центральный банк, в частности, снизив ставку отчисления в фонд обязательных резервов. Три года назад Банк России долго медлил, прежде чем что-то предпринять.
Во-вторых, правительство, в отличие от ситуации 2004 года, решилось на ослабление бюджетной политики: в ноябре-декабре 2007 года крупные суммы (равные примерно 1% ВВП России) были направлены в фонды новых госкорпораций – Банка развития, «Роснанотех» и других. «Эти средства не пошли пока на финансирование новых инвестиционных проектов, а стали, по сути, частью банковской ликвидности», - отмечает Орлова.
Спады объемов банковской ликвидности в России в 2008 году вполне возможны, но в целом ситуация должна остаться под контролем, полагает Екатерина Трофимова из Standard&Poor's: «Хотя очевидно, что в этом смысле год предстоит непростой».
Внутренние ресурсы
К началу 2008 года из 420 миллиардов долларов общего внешнего долга России более 150 миллиардов приходилось на зарубежные долги российских банков. Теперь, когда условия этих заимствований изменились, привлекать за рубежом новые средства, чтобы рефинансировать «старые» долги, стало гораздо труднее...
Но если эти условия «мягче» в ближайшее время не станут, смогут ли российские банки найти необходимые им средства внутри страны? На сбережения частных лиц здесь рассчитывать пока не приходится, поясняет Орлова: объемы этого рынка - всего 17% ВВП, а в условиях роста цен население, как правило, предпочитает тратить, а не сберегать.
Сектор депозитов и текущих счетов компаний и предприятий также будет расти более умеренными темпами – в последние годы российские компании уже привлекли немалые средства и через размещение своих акций, и через прямые кредиты из-за рубежа. Поэтому внутри страны единственный источник столь необходимых «длинных» денег – государственные средства, полагает главный экономист «Альфа-Банка». «Именно поэтому в последнее время в России заговорили о таких возможностях как, например, размещение излишков средств Федерального казначейства на счетах в банках. Есть общее понимание, что внутренние источники роста банковского сектора весьма ограничены», - говорит Наталия Орлова.
В нынешних условиях российские банки, как, впрочем, и банки в Европе, США или странах Азии, могут, скорее всего, рассчитывать на помощь государства. Проблема в том, что эти дополнительные деньги способны ускорить рост цен в любой стране.