Дума защищает скульпторов. Голодовка приостановлена

Если в ближайшие дни первый этаж здания Московского Дома скульпторов не будет освобожден, голодовка может быть возобновлена

Московская городская Дума приняла обращение к председателю правительства России Виктору Зубкову в защиту Московского дома скульптора. Приостановлена голодовка скульпторов-академиков под руководством Ивана Казанского, начавшаяся 15 февраля в знак протеста против захвата здания.


Депутаты Мосгордумы единогласно приняли обращение к главе правительства Виктору Зубкову, где просят его вмешаться в конфликт и пересмотреть решение о передаче особняка на 1-м Спасоналивковском переулке Межгосударственному фонду гуманитарного сотрудничества стран СНГ. В обращении, в частности, пишется: «Вызывают недоумение методы, к которым прибегает руководство фонда, — силовой захват части помещения Московского дома скульптора сотрудниками частного охранного предприятия». Напомним, что в знак протеста против этого захвата шестеро известных московских скульпторов начали голодовку под руководством академика Российской академии художеств, председателя Московского союза художников Ивана Казанского.


Прокомментировать обращение Мосгордумы к правительству мы попросили депутата Евгения Бунимовича: «Проблема в том, что здание это при разделе федерального московского имущества, памятника архитектуры, оказалось федеральным. И они почему-то решили, что нужно закрывать классический московский культурный центр — Дом скульптора, в котором, между прочим, была недавно выставка проектом памятника Мандельштаму. И тот самый Иван Казанский, который сейчас голодал, он, собственно, и был председателем конкурсной комиссии. В этом есть какой-то абсурд. Притом Московская Дума в данном случае вынуждена только писать и обращаться, потому что это не наше ведомство, а федеральная власть пока, к сожалению, никак не реагирует на эту вопиющую ситуацию».


Михаил Швыдкой , глава организации Роскультура и соучредитель претендующего на здание МДС Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ заявил: «Наша позиция — в консолидации художников и власти, а не в их конфронтации. Все наши действия связаны с тем, чтобы найти достойный компромисс».


Надо сказать, реакция скульпторов на пятый день голодовки была довольно резкой. Это академики Российской академии художеств скульпторы Александр Цигаль и Иван Казанский.


«Очень хороший способ договариваться избрал Михаил Ефимович Швыдкой, — сказал Александр Цигаль. — Нам с ним договариваться таким же образом — выбивать двери, срезать замки, сажать свою охрану — у него там в министерстве? И он желает, чтобы мы это в доме у него сделали? Как эта форма договора будет звучать? А договариваться мы просим. Мы же это и просим. И голодовка наша, одна из причин ее заключалась в том, что с нами отказывались договариваться и разговаривать. Вот это замечательная форма бандитизма, подлога документов, которая осуществляется руками замминистра культуры. Это такой цинизм невозможный! И министр культуры, который номинально существует, мы его видим иногда по телевизору, он не ответил ни на одно письмо, он не выразил ни малейшего беспокойства по происходящему с нами. Он никак на это не отреагировал».


«Нет, Александр Сергеевич ответил — возмутительной отпиской, где было только одно равнодушие и полное нежелание признать наше существование», — заявил Иван Казанский.


Со скульпторами находилась их адвокат Мария Веселова, которая объяснила законность настоящего и последующего пребывания объединения московских скульпторов в особняке в Спасоналивковском переулке статьями Гражданского кодекса.


«При смене собственника права арендаторов и так далее не изменяются. Российская Федерация это здание, этот дом получила с так называемым обременением, — говорит Мария Веселова. — И так гласит закон. И на основании этого закона мы сегодня находимся здесь. Потому что для нас от того, что изменился собственник, ситуация не поменялась никак».


Скульпторы умудрились к голодовке отнестись с художественной точки зрения. Первый этаж особняка занимают захватившие его люди, а в окнах второго этажа — большие красные буквы «ГОЛОДОВКА», их видно всем прохожим. На втором этаже, перед комнатой с раскладушками, — выставка Игоря Бурганова в поддержку голодающих товарищей.


Депутат Мосгордумы Евгений Бунимович комментирует: «Игорь же очень благополучный человек, и там у него все эти птички, солнышки, весна и так далее. И только вот эта работу, которой он дал название "Голодовка", это абсолютный немецкий экспрессионизм 30-х годов. То есть у нас искусство становится открыто социальным — это единственный позитивный момент во всей этой истории. Уже власть достала до печенок всех, и поэтому даже люди, которые, по-моему, привыкли жить спокойно и благополучно, начинают выдавать какие-то совершенно социально-протестные вещи».


Голодовка скульпторов приостановлена по состоянию здоровья, многие из них — люди в возрасте. Однако если в ближайшие дни первый этаж здания Московского Дома скульпторов не будет освобожден, голодовка может быть возобновлена, заявили скульпторы.