В Москве в кинотеатре «Художественный» открывается ретроспектива фильмов Киры Муратовой. Это первый из крупных показов, посвященных столетию русского кино. 25 февраля в кинотеатре «Ролан» прошла презентация книги о творчестве Киры Муратовой и показ двух короткометражных фильмов режиссера.
Как ни странно, монографии о Кире Муратовой до сих пор не было. Известный кинокритик Зара Абдуллаеватакую книгу написала: «Кира Муратова: искусство кино».
«Муратова — это совсем отдельная планета, которая принадлежит мировому кинематографу, — говорит Зара Абдуллаева. — Книга о ней построена не по хронологическому принципу, а по лейтмотивам, по конструктивным особенностям поэтики. Книга — о художественном мире Муратовой, а не о том, как ее зажимали и не давали ей снимать, что тоже, конечно, есть в сносках и комментариях, но эта книжка о режиссере Муратовой, а не о советском режиссере, которому не давали снимать. Но я сейчас вульгаризирую».
Однако воспоминаний о том, как режиссеру не давали снимать, избежать все равно не удается. Об этом говорит автор сценария фильма «Долгие проводы» Наталья Рязанцева: «По поводу "Долгих проводов". Когда закрывали картину один раз, другой раз, третий раз, когда шли бесконечные поправки, так просто это не расскажешь».
Известная актриса Алла Демидова, исполнившая главную роль в фильме «Настройщик», вспоминает о работе с Кирой Муратовой на Одесской киностудии: «На студии ведь вообще никто не работает, кроме Кириной группы. Ходят бесконечные стада бездомных собак и Кирина группа. И все!»
Из материала, не вошедшего в «Настройщик», Кира Муратова сделала короткометражку под названием «Справка». Ее показывали на презентации. О фильме говорит Зара Абдуллаева: «Это о смерти и жизни с грандиозным сюжетом. Человек приходит за справкой, будто бы у него мама умерла, а оказывается, что она жива. Справка есть, а человек жив. И по этому поводу происходит ряд приключений коротких и душераздирающих и очень смешных как всегда у Муратовой бывает».
Еще одна короткометражка Муратовой, которую можно будет увидеть на фестивале в кинотеатре «Художественный», называется «Кукла». Это тридцатиминутная комедия характеров и положений, которая разворачивается на одесском бульваре. «Я не знаю, почему ее не показывали, — говорит Зара Абдуллаева. — Чем она гениальна? Она гениальна тем, что она там сначала в этой шутке, Муратова, апология, голливудская иллюзия, а потом ее разоблачение. То есть Кира Георгиевна как обычно работает с разных концов. Она не оставляет тебя в покое. Она всякие события, всякие жанры, всякие ситуации, всякого человека, всякие стили, всякие предрассудки, всякие предубеждения, всякие табу всегда тебе предлагает в таком веере вариантов, что ты оказываешься ошеломлен».