Развестись по-английски. Без адвокатов

В битве за часть многомиллионного состояния сэра Пола Маккартни Хизер Миллз отказалась от юридической помощи

В Англии проходит бракоразводный процесс между Полом Маккартни (Paul McCartney) и Хизер Миллз (Heather Mills). Бывший «битл» изначально мирно расстался со своей второй женой в 2006 году. Но сразу после этого отношения между бывшими супругами стали резко ухудшаться, и Хизер Миллз стала в Англии объектом всеобщей ненависти. В битве за часть многомиллионного состояния сэра Пола Миллз представляет себя в суде сама, без адвокатов.


Во время процесса журналисты не были допущены в зал суда. Все два года после разрыва между супругами один из них сохранял полное молчание, тогда как другой то и дело выступал перед прессой, участвовал в танцевальном теле-соревновании и был постоянно преследуем папарацци. Был даже создан веб-сайт, посвященный неприятностям с последними (включая автомобильную аварию). Главным требованием Пола Маккартни была полная конфиденциальность. Музыкант и члены его семьи постоянно на виду, и поэтому книги или «документальные фильмы» бывшей жены о четырех годах их супружества вряд ли можно причислить к вещам, вызывающим у него всплеск радостных эмоций...


Состояние Пола Маккартни оценивается приблизительно в 825 миллионов фунтов. Суммы выплаты бывшей жене и содержания их четырехлетней дочки могут побить нынешний рекорд (в 48 миллионов фунтов стерлингов). Когда речь идет о таких суммах и таких именах, самые престижные адвокатские конторы выстраиваются в очередь, чтобы добавить в свой послужной список этот процесс. Сэра Пола, кроме собственного адвоката их семьи, представляет знаменитая, фигурировавшая во многих громких делах с участием королевской семьи Фиона Шэклтон, чьи услуги стоят пятьсот фунтов в час. Хизер Миллс представляла фирма Mishcon de Reya, занимавшаяся процессом развода принца Чарльза и Дианы. В конце прошлого года, после того, как Миллз выступила сразу по нескольким телеканалам, эти ее отношения с адвокатами прекратились. По сведениям газеты Times, Миллз задолжала фирме два миллиона фунтов — еще до начала судебных слушаний.


Для простых людей развод тоже может быть сложным и дорогостоящим процессом. Как и в других странах, юридические услуги в Англии и в Ирландии — самые дорогие, а язык, на котором говорят в залах суда, формировался в конце XIX века и не сильно трансформировался с тех пор. Большинство англичан не способны понять термины, которыми оперируют профессиональные юристы, и в то же время немалая часть не способна нанять кого-то для представления своих интересов в суде.


Кати О'Брайан , пройдя через развод без помощи адвоката, основала группу помощи для таких, как она. Ее интернет-портал называется «Развод — сделай сам» (Divorce — Do It Yourself) и предлагает образцы бланков, разъяснение терминов и полезные советы.


«Я была безработной с тремя детьми. И даже при том, что мой адвокат предложил мне хорошие условия, цена его услуг была совершенно несовместимой с моим бюджетом, — говорит Катя О'Брайан. — В моем случае соглашение было достаточно простым. Речь не шла о разделе денег, дом принадлежал муниципалитету, и одному из детей на днях исполнялось 16 лет. Так что для меня вопрос стоял: либо разводиться без помощи юриста, либо забыть о разводе вообще.


Все это было нелегко, я никогда раньше не была в суде, не стояла перед судьями. Мне было совсем непросто находиться там одной, при том что мой муж явился с адвокатом, а эти люди, как известно, разговаривают на другом языке. Так что приходилось прилагать усилия, чтобы понять, что этот человек говорит. Мне удалось не показать своего волнения, но помню, как у меня тряслись конечности, нервы были на пределе. При том, что спорить нам было не о чем, я вышла из суда с гордостью, что я сама прошла через весь процесс».


Адвокат Розмари Хорган специализируется на семейных процессах. Она считает, что хотя бы бесплатный базовый совет юриста необходим каждому: «Многие пары, которые способны сформулировать условия развода самостоятельно, проходят через так называемую процедуру посредничества. Они договариваются обо всем, заключают с помощью юриста соглашение, после чего идут с этим в суд и регистрируют развод. И такое посредничество предоставляется всем гражданам бесплатно. Подобно тому, как любой может рассчитывать на бесплатную юридическую помощь в случае ареста. На мой взгляд, важно, чтобы люди знали об этой возможности получения совета адвоката, который объяснит им некоторые вопросы. Поскольку юридические вопросы действительно, к сожалению, сложны. К примеру, тонкости налогообложения при переходе недвижимости от одного лица к другому. Если подходить к разводу, как к чему-то очень обыденному, можно, не отдавая самому себе отчета, поставить себя в сложную ситуацию.


На самом деле, большинство разводов, с которыми приходят в суд, решаются как случаи взаимного соглашения. По своему опыту я могу сказать, что 99% разводов проходят со взаимным согласием, потому что обе стороны уже пришли к устраивающему обоих решению, либо сами, либо традиционным путем, где адвокат одного супруга ведет переговоры с адвокатом другого, потом оба возвращаются к клиентам, и так далее, до соглашения. Только небольшая часть разводов решается непосредственно в суде. Это очень редкий случай, когда одна сторона занимает жесткую позицию, вторая поступает так же, и в суде оба подвергаются перекрестному допросу, допрашиваются свидетели с каждой стороны. И где перед судом также выступают эксперты, как, например, аукционеры, для определения ценности антиквариата, или бизнес-эксперты, для оценки совместного предприятия или авторских прав. И после этого судья должен принять решение. Но повторюсь, такие случаи — в меньшинстве. Чаще всего работа судьи заключается в том, чтобы рассмотреть соглашение, с которым пришли разводящиеся, может быть, задать им пару вопросов и оценить, реалистично и справедливо ли их решение».