Владимир Лукин доложил о правах человека

Уполномоченный по правам человека признался, что "не знал" о деле Максима Резника



Количество жалоб граждан, связанных с социальными проблемами, значительно сократилось, однако серьезно возросло число обращений в связи с нарушением прав граждан в правоохранительной и судебной сферах. Об этом заявил во вторник на встрече с прессой уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Владимир Лукин. При этом он констатировал, что в его официальной правозащитной организации только одно из 30 обращений связано с политическими нарушениями прав граждан, все остальное - другого рода.

Лукин представил очередной доклад о состоянии прав человека в России. «Это мой третий доклад в качестве уполномоченного по правам человека», - напомнил он. «Если во время прошлых докладов мы констатировали, что главное число жалоб приходиться на различные социальные вопросы, то сейчас немножко ситуация изменилась. Потому что каждая вторая жалоба сейчас приходилась на нарушения прав граждан, связанных с нарушениями должностных лиц в процессе охраны общественного порядка, предварительного следствия, дознания, судопроизводства, вынесения приговоров и исполнения наказаний в виде лишения свободы».


Несколько снизилась доля жалоб, связанных с просьбами граждан при выплате пенсий и пособий. Зато довольно быстро растет число жалоб, связанных с жильем, коммунальными услугами, защитой прав детей, усыновления, опеки. «Примерно каждая жалоба на экономическое положение, каждая тридцатая жалоба подается заявителями на нарушение их политических прав. Может быть, это объясняется понижением общей политизации общества. Почти не изменилось число жалоб, связанных с нарушениями свободы совести. Каждая двухсотая жалоба связана с получением доступа к образованию, к образовательным вопросам. Всего у нас жалоб процентов на 10 меньше, чем в прошлом году, примерная доля удовлетворенных жалоб, то есть жалоб, доведенных до того, что люди восстановлены в их правах, 12,9%», - рассказал Владимир Лукин.


Он заявил, что институт уполномоченного по правам человека намерен, наконец, серьезно воспользоваться таким правом, как инициирование парламентских расследований: «Избирательная кампания окончилась. Теперь мы всерьез рассматриваем вопрос о проведении ряда парламентских расследований по актуальным вопросам. Например, у нас существует очень серьезная дискуссия внутренняя, не поставить ли вопрос, скажем, о содержании в тюрьмах и местах заключения граждан. В каком состоянии находится вопрос с учетом того, что в последнее время, в последние месяцы, вы знаете, произошли в некоторых колониях события и, надо сказать вам, что эти события наводят на определенные мысли. То есть ситуация переходит на следующую стадию, на стадию проблем, связанных с человеческим достоинством, с законностью. Руководство ФСИН всячески доказывает свою правоту и правильность во всех тех случаях, которые произошли. Мы, вы знаете, что и я в качестве уполномоченного, и мои коллеги, посещали колонии, у нас мнение сложилось несколько иное на этот счет. Поэтому мы решили подготовить и сейчас он готовится, специальный доклад уполномоченного о состоянии тюрем. Мы хотели бы, завершив этот доклад, представить его в парламент и попросить по этому докладу и по ситуации общей провести парламентское расследование».


Уполномоченный по правам человека сказал, что не знал об уголовном деле против лидера петербургского «Яблока» Максима Резника: «По Резнику. Я не знал, уголовное дело против него возбуждено. Я слышал о том, что еще накануне Марша несогласных в Питере его задержали на какое-то время, задержали по подозрению в том, что произошло какое-то столкновение с какими-то людьми. Никаких других материалов у меня нет на этот счет. Что касается уголовного дела, я не знаю, это дело властей. Я могу только порадоваться за питерские власти, что они соблюдают наш российский закон о массовых демонстрациях».


Историю российской журналистки из Молдавии Натальи Морарь прокомментировал заместитель управляющего делами уполномоченного по правам человека Георгий Кунадзе: «Наталья Морарь является гражданином другого государства, в настоящее время она не находится на территории Российской Федерации. В этом смысле она не может подать жалобу уполномоченному по правам человека в России. Вместе с тем в этой ситуации вполне было бы уместно, чтобы эту жалобу подал ее муж, являющийся гражданином России. Но в любом случае, если такая жалоба поступит, то по закону мы вынуждены будем рекомендовать Наталье Морарь принять сначала предусмотренные правовые средства защиты, в частности - обратиться в суд. [Нас] не касается вопрос о том, почему ей было отказано во въезде в Россию в декабре прошлого года. Считаем, что ее повторный приезд сюда сейчас был с ее стороны ошибкой».