Музыкальный детский театр: конкурс завершен

Анатолий Иксанов, директор Большого театра, считает своей миссией развивать музыкальный театр России

В Большом театре назвали имена победителей открытого конкурса на создание произведений для детей в музыкальном театре. Конкурс инициировали Союз театральных деятелей России и сам Большой театр.


2008 год объявлен годом семьи, демографическая проблема объявлена важнейшей, в центре внимания государства оказались дети. На развитие всего, связанного со счастливым детством, выделены огромные средства. Часть из них получил Союз театральных деятелей — теперь в его планах уйма фестивалей театров для детей и тому подобных мероприятий. Результаты первого из них налицо: Александр Калягин, а также директор Большого театра Анатолий Иксанов и член экспертного совета Александр Ведерников поздравили победителей первого тура конкурса. Условия его таковы: композиторы и либреттисты, укрывшись за девизами, присылают фрагменты сочинений для музыкальных спектаклей. Специалисты под руководством композитора Андрея Эшпая отбирают 10 заявок, их авторы получают по 300 тысяч рублей и обязуются в указанный срок представить завершенные произведения. Одно из них поставят в Большом театре. Я спрашиваю Анатолия Иксанова:


— Большой театр действительно испытывает голод по современному произведению?
Безусловно. И это вообще соответствует нашей миссии, Большого театра, — развивать музыкальный театр России. И конечно, такой проект очень значимый: заказ нового произведения, с одной стороны, а с другой стороны, активизация работы с юношеской аудиторией. Мы понимаем, что без восполнения музыкальных театров, без детей мы обречены на вымирание.


Из 80 заявок эксперты выбрали 9. Но имя автора оперы на сюжет рассказа Куприна «Слон» до сих пор почему-то остается неизвестным. С вопросом о самой идее конкурса я обращаюсь к одному из экспертов — музыковеду Петру Поспелову. «Прежде всего было интересно посмотреть 80 работ композиторов, которых, возможно, я никогда раньше и не слышал, открыть для себя какие-то индивидуальности. Главный плюс этой идеи заключается в анонимности, совет рассматривает работы, не зная имен авторов, таким образом, не зависит от репутации, от имен», — говорит Петр Поспелов.


— Все-таки, если речь идет о заявке, поданной пусть анонимно, но человеком, который не впервые в жизни что-то пишет, вы можете, на самом деле, предположить, кто стоит за этим псевдонимом, за этим девизом?
— Из 80 с лишним заявок у меня догадки были в отношении 4-5 заявок. В каких-то случаях я даже со стопроцентной уверенностью мог предполагать, кто является автором. Но я никому этого не говорил. Так же как этого не делали и другие члены совета, на обсуждениях не звучало собственных имен.


Но большинство композиторов-победителей хорошо известны: Ефрем Подгайц, Владимир Кобекин, Роман Леденев и Вячеслав Круглик. В списке также имена Алексея Ларина, Тараса Буевского, Ильи Кузнецова и Ивана Великанова. Иван Великанов и Роман Леденев — ученик и учитель — состязались на равных основаниях. Из девяти сочинений — четыре оперы, четыре балета и одна хорео-хореографическая драма, то есть опера и балет одновременно. Кто победит — станет известно нескоро.