Арест Максима Резника – «удар по политическому имиджу страны»

Одному из авторов российской конституции Виктору Шейнису приходится защищать ее сегодня от правоохранителей

Дело одного из лидеров санкт-петербургского отделения партии «Яблоко» Максима Резника продолжает оставаться в центре внимания независимых средств массовой информации. Адвокат Резника Борис Грузд обжаловал решение об аресте, и в ближайшее время суд должен рассмотреть эту жалобу.


По версии следствия, Максим Резник в ночь со 2 на 3 марта, накануне «Марша несогласных», в котором он собирался участвовать, один, в состоянии алкогольного опьянения, нанес оскорбления сотрудникам милиции. Защита уверена, что Резник не нападал на милиционеров, а наоборот, насилие было применено против него. У партийного лидера была разбита голова, и он получил многочисленные ссадины.


Спустя сутки Максим Резник, у которого на иждивении находится пожилая мать, был отправлен в СИЗО, где и находится по сегодняшний день. Чтобы изменить ему меру пресечения на подписку о невыезде, за Резника уже поручились более 500 известных политиков, журналистов и общественных деятелей. В Москве и Петербурге продолжается серия пикетов в его поддержку, которые активисты партии проводят около зданий прокуратуры России.


В открытом обращении генеральному прокурору Российской Федерации Юрию Чайке и уполномоченному по правам человека Российской Федерации Владимиру Лукину говорится: «Фабрикуя это уголовное дело, власти Петербурга запускают новый виток политических репрессий, бросают очередной вызов гражданскому обществу, всем россиянам, осознающим себя гражданами. Никто из них не верит, что Максим Резник мог напасть на милиционеров. Никто не верит, что он, оставаясь до суда на свободе, может удариться в бега или оказывать давление на свидетелей». Это обращение заканчивается требованием немедленно прекратить это заказное дело, найти и наказать его заказчиков и исполнителей. Сбор подписей под этим обращением, открытый на сайте петербургского «Яблока», продолжается. Продолжаются в Петербурге и бессрочные акции протеста - одиночные пикеты на Исаакиевской площади, рассказала лидер петербургского Объединенного гражданского фронта Ольга Курносова:


«Каждый день проходит пикет у стен городской прокуратуры, этот пикет будет стоять бессрочно, пока Максим Резник не выйдет на свободу. 8 марта, в женский день, восемь женщин стояли по очереди и пикетировали у здания городской прокуратуры, в пикете принимали участие и Наталья Евдокимова, и Татьяна Тарусина, и я, и "яблочные" активистки. В воскресенье, 9 марта, более 100 горожан собрались в сквере напротив городской прокуратуры и читали одновременно газеты, статьи по поводу ситуации с Максимом Резником».


Правозащитники высказывают подозрения, что потасовка, затеянная в ночь на 3 марта неизвестными на глазах у Резника у офиса «Яблока», была провокацией. В момент задержания с Максимом Резником был его знакомый Сергей Инденок. Он не был арестован только потому, что его сильно избили милиционеры, считает адвокат Резника Борис Грузд:


«Максим Резник пытался предотвратить это жестокое избиение, собственно, поэтому и был привлечен к уголовной ответственности, потому что оказался нежелательным свидетелем. Очевидно, эти фразы, когда он словами пытался остановить избиение, говоря о том, что им придется в будущем отвечать за эти явно незаконные действия, были расценены следствием и судом, как те самые угрозы неприятностями по службе с использованием своего ответственного положения. Разумеется, это не может расцениваться как уголовно наказуемая угроза. Предупреждение, предостережение от совершения незаконных действий было гражданским и товарищеским долгом, который Максим выполнил».


Но все это лишь повод для ареста, причины его гораздо глубже, считает политолог, член бюро партии «Яблоко» Борис Вишневский:


«Мы, конечно, считаем, что происшедшее это как бы чисто внешняя инициатива, что это такая форма мести "Яблоку" и Резнику за весьма резкую позицию в адрес наших городских властей и резкие оценки деятельности Валентины Ивановны, которая, естественно, несет всю ответственность за то, как работает наша исполнительная власть. Неважно при этом, она распорядилась или намекнула или ей хотели доставить этим удовольствие, закатав Резника на всю катушку, это не имеет никакого значения. Однако эта связь между тем, какую линию проводило "Яблоко" и Максим в отношении политики властей и политики губернатора, и происшедшим с ним, она непосредственна. Конечно, на федеральном уровне вряд ли сейчас для кого-то важно совершить такой акт личной мести Резнику. Я думаю, что сильнее всего, видимо, задели неоднократные высказывания Максима, который заявлял, что Валентина Ивановна очень хочет выглядеть такой либеральной императрицей, просвещенной правительницей крупного европейского города, а на самом деле ведет себя, имидж больше соответствует имиджу такой помещицы из русской классической литературы XIX века, самодурки, еще одной Екатериной Великой, как ее представляют некоторые особо льстивые, преданные товарищи из ее окружения. Я думаю, что, к сожалению, это могло оказаться одним из факторов».


За Максима Резника поручились многие известные политики, правозащитники, писатели, артисты. То, что все это не возымело действия, вызывает возмущение у депутата петербургского парламента, члена КПРФ Юрия Карпенко:


«Поручителями могут быть лица, которые вызывают доверие у суда. Так вот мне непонятно, почему народ мне оказывает доверие, а, извините за выражение, какой-то следователь, который вправе в любую минуту отпустить его даже без решения суда... За него не только я, а депутаты Государственной Думы поручились, и общественные деятели поручились, и Елена Боннэр, непререкаемый авторитет, так почему для следствия это не в счет. Всех поставили в известность о том, что сейчас угроза идет демократическим ценностям, в том числе и личной свободе и угроза свободе совести, свободе слова. Это удар, прежде всего, по политическому имиджу страны. Во многих странах, включая Германию, включая Швецию, включая Данию, начинается сперва о Максиме Резнике, а потом уже новости о прошедших выборах либо о другой ситуации в России».


В подтверждении этих слов на сайте питерского «Яблока» можно увидеть заявления депутатов парламента Швеции и гамбургских депутатов из фракции «зеленых» в защиту Максима Резника. 11 марта в Петербурге открывается «новый фронт» одиночного пикетирования, которое будет проходить по утрам у Смольного.


10 марта бессрочное одиночное пикетирование началось и у Генеральной прокуратуры России в Москве на Большой Дмитровке. Его организовало молодежное «Яблоко» города. Как передает корреспондент РС Максим Ярошевский, несмотря на противодействие службы охраны Генпрокуратуры, «яблочники» намереваются проводить здесь акции протеста каждый день - вместе с плакатом «Свободу Максиму Резнику» они запаслись распечаткой нормативных документов, позволяющих организовывать одиночные пикеты без какого-либо уведомления властей.