Ещё раз об отсутствии эстетики на спортивном ТВ

То, от чего в Европе защищает телецензура, смакуется в России

До чего отвратительны бывают иногда спортивные трансляции. Вспомните недельной давности хоккейный матч «Спартак» - ЦСКА. Хорошая игра. Впервые за много лет забитый до отказа Дворец спорта «Сокольники». На одной трибуне за воротами – армейские болельщики, на противоположной – спартаковские. Но события на льду интересуют далеко не всех. Фанаты стремятся перещеголять друг друга. То с верхних рядов сбрасывают вниз кого-то из зрителей. То сжигают флаг ЦСКА. То демонстративно выламывают сидение и, подняв его над головой, демонстрируют публике. То на лед падает файер, и матч прекращается на 15 минут. Но главное, конечно, спонтанные и жестокие драки. Причем ударные группы с одной трибуны на другую бегут буквально по головам зрителей, сидящих на трибунах, расположенных вдоль площадки, а затем таким же образом возвращаются назад. Администрация, милиция, ОМОН большой активности не проявляют.


Зато «картины» эти приводят в экстаз телевизионного режиссера. Все, о чем я сказал, немедленно появляется на экране и любовно смакуется операторами. А ближе к концу человек тридцать на армейской трибуне демонстрируют мужской стриптиз. Раздевшись и обнявшись, исполняют они «танец маленьких лебедей». Вот здесь оператор все свое мастерство, все вдохновение вкладывает в панораму по танцующим. Запоминающийся кадр! По-моему, учредители вправе номинировать его создателя на премию ТЭФИ как «лучшего оператора года»…


Теперь на некоторое время оставим эту тему, к ней мы еще вернемся. А пока напомню (и не в первый раз!), что еще с 1992 года существуют официальные, объединенные во внушительный том инструкции УЕФА по проведению матчей Лиги чемпионов. В них предусмотрено все: и время приезда на игру каждой команды, и обязательное интервью тренеров после матча, и микроинтервью в перерыве, и выход футболистов к автобусу только через «микст-зону», где отвергать вопросы журналистов считается неприличным. И, конечно, описаны все детали организации теле- и радиотрансляций. Словом, десятки страниц, учитывающих любую мелочь. Вплоть – простите за пикантную подробность – до обязательного обеспечения минимального расстояния от комментаторских кабин до туалетных комнат.


Я десять лет отвечал за передачи всех матчей Лиги, проходивших в Лужниках, а потому все эти требования помню наизусть. Неоднократно прежним руководителям РФС предлагал создать нечто подобное и для игр российского чемпионата. Но понимания не встречал.


Наконец, в этом сезоне газеты сообщили, что аналогичный документ подготовлен. На 25 страницах подробно описывается все – от процедуры выхода команд на поле до установки рекламных щитов на стадионе. Вряд ли рекомендации УЕФА в этот документ вошли полностью. Но столь важный пункт – обязательный проход футболистов через микст-зону и общение с журналистами - существует. Ведь сейчас презирающие все и вся «российские звезды», как вы наверняка знаете, убегают через запасной выход, от вопросов корреспондентов отмахиваются, демонстративно жуя яблоко или разговаривая по мобильному телефону. Так что определенной «европеизации» футбола в стране старания работников Российского футбольного союза будут способствовать.


А теперь возвращаюсь к тому, с чего начал. Почему бы и телевизионному начальству не создать свод правил, некоторые творческие порывы операторов ограничивающие. Не представляю, что интеллигентные, с отменным вкусом спортивные продюсеры Николай Малышев, Василий Кикнадзе и особенно Анна Дмитриева могут спокойно взирать на неприличное зрелище, предлагаемое зрителям их подчиненными. И почему бы вслед за новаторами из РФС им тоже не создать документ, запрещающий операторам и режиссеру включать безобразные кадры, порочащие и российское телевидение, и российский спорт.