В Петербурге и в Москве продолжаются одиночные пикеты в поддержку Максима Резника

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.



Андрей Шароградский : В Петербурге и в Москве продолжаются одиночные пикеты в поддержку лидера петербургского отделения партии "Яблоко" Максима Резника. В защиту оппозиционера, который обвиняется по двум статьям Уголовного кодекса ("Оскорбление представителя власти" и "Применение насилия в отношении представителя власти") выступило несколько десятков человек, среди них правозащитники, политики и даже актеры и журналисты. А руководство партии "Яблоко" направило в адрес Генерального прокурора России, уполномоченного по правам человека открытое обращение с призывом разобраться в сложившейся ситуации. Тему продолжит Максим Ярошевский.



Максим Ярошевский : Лидеру петербургского отделения партии "Яблоко" Максиму Резнику еще 7 марта Следственный комитет прокуратуры Санкт-Петербурга предъявил обвинение. В протоколе сотрудников милиции, которые задержали оппозиционера, говорится - задержанный ударил сотрудников милиции. В ходе следствия неожиданно для всех изменилось количество избитых блюстителей порядка - сначала "яблочник" якобы напал на одного, в итоге пострадали сразу три милиционера. В связи с такими показаниями, следствие обвинило Резника сразу по двум статьям. Дзержинский суд Санкт-Петербурга приговорил "яблочника" к двум месяцам тюрьмы. По словам адвоката оппозиционера Юрия Айрапетяна, решение было принято с нарушением закона. На прошлой неделе за оппозиционера предложили поручиться актеры Олег Басилашвили и Сергей Юрский. Готовность стать поручителем выразил лидер "Яблоко" Григорий Явлинский. С подробностями из Санкт-Петербурга передает корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская : В открытом обращении генеральному прокурору Российской Федерации Юрию Чайке и уполномоченному по правам человека Российской Федерации Владимиру Лукину говорится: "Фабрикуя это уголовное дело, власти Петербурга запускают новый виток политических репрессий, бросают очередной вызов гражданскому обществу, всем россиянам, осознающим себя гражданами. Никто из них не верит, что Максим Резник мог напасть на милиционеров. Никто не верит, что он, оставаясь до суда на свободе, может удариться в бега или оказывать давление на свидетелей". Это обращение заканчивается требованием немедленно прекратить это заказное дело, найти и наказать его заказчиков и исполнителей. Сбор подписей под этим обращением, открытый на сайте петербургского "Яблока", продолжается. Продолжаются в Петербурге и бессрочные акции протеста - одиночные пикеты на Исаакиевской площади. Говорит лидер петербургского "Объединенного гражданского фронта" Ольга Курносова.



Ольга Курносова : Каждый день проходит пикет у стен городской прокуратуры, этот пикет будет стоять бессрочно, пока Максим Резник не выйдет на свободу. 8 марта, в женский день, восемь женщин стояли по очереди и пикетировали у здания городской прокуратуры, в пикете принимали участие и Наталья Евдокимова, и Татьяна Тарусина, и я, "яблочные" активистки. В воскресенье, 9 марта, более ста горожан собрались в сквере напротив городской прокуратуры и читали одновременно газеты, статьи по поводу ситуации с Максимом Резником.



Татьяна Вольтская : Адвокаты Резника уже подали апелляцию на судебное постановление о его взятии под стражу. Правозащитники высказывают подозрения, что потасовка, затеянная в ночь на 3 марта неизвестными на глазах у Резника у офиса "Яблока", была провокацией. В момент задержания с Максимом Резником был его знакомый Сергей Инденок. Он не был арестован только потому, что его сильно избили милиционеры, считает адвокат Резника Борис Грузд.



Борис Грузд : Максим Резник то ли пытался предотвратить это жестокое избиение, собственно, поэтому и был привлечен к уголовной ответственности, потому что оказался нежелательным свидетелем. Очевидно, эти фразы, когда он словами пытался остановить избиение, говоря о том, что им придется в будущем отвечать за эти явно незаконные действия, были расценены следствием и судом, как те самые угрозы неприятностями по службе с использованием своего ответственного положения.



Татьяна Вольтская : "Но все это лишь повод для ареста, причины его гораздо глубже", - говорит политолог, член бюро партии "Яблоко" Борис Вишневский.



Борис Вишневский: Мы, конечно, считаем, что происшедшее это как бы чисто внешняя инициатива, что это такая форма мести "Яблоку" и Резнику за весьма резкую позицию в адрес наших городских властей и резкие оценки деятельности Валентины Ивановны, которая, естественно, несет всю ответственность за то, как работает наша исполнительная власть. Неважно при этом, она распорядилась или намекнула или ей хотели доставить этим удовольствие, закатав Резника на всю катушку.



Татьяна Вольтская: За Максима Резника вступились и за него поручились многие известные политики, правозащитники, писатели, артисты. То, что все это не возымело действия, вызывает возмущение у депутата петербургского парламента, члена КПРФ Юрия Карпенко.



Юрий Карпенко : Поручителями могут быть лица, которые вызывают доверие у суда. Так вот мне непонятно, почему народ не оказывает доверие, а, извините за выражение, какой-то следователь, который вправе в любую минуту отпустить его даже без решения суда... За него не только я, а депутаты Государственной думы поручились, и общественные деятели поручились, и Елена Боннэр, непререкаемый авторитет, так почему для следствия это не в счет. Это что, не дискриминация идет даже меня, как лица, занимающего высшую государственную должность в Петербурге? Всех поставили в известность о том, что сейчас угроза идет демократическим ценностям, в том числе и личной свободе и угроза свободе совести, свободе слова. Это удар, прежде всего, по политическому имиджу страны.



Татьяна Вольтская : Международный резонанс ширится. На сайте питерского "Яблока" можно увидеть заявления депутатов парламента Швеции и гамбургских депутатов из фракции "зеленых" в защиту Максима Резника. 11 марта в Петербурге открывается "новый фронт" одиночного пикетирования, которое будет проходить по утрам у Смольного.



Максим Ярошевский : Вслед за петербургскими "яблочниками" свою позицию Максиму Резнику решили оказать "яблочники" московские. В понедельник первым на пикет вышел лидер молодежного отделения партии Илья Яшин. Сегодня плакат "Свободу Максиму Резнику" должны были передать сторонникам "Объединенного гражданского фронта". Однако либо активисты ОГФ перепутали адрес, где расположена Генеральная прокуратура, либо забыли, что намеревались принять участие в одиночном пикете. В итоге Илья Яшин был вынужден подъехать на Большую Дмитровку вновь. Участие в акции он не принял, на его место с плакатом пришла молодая "яблочница". Пикет, как и вчера, не обошелся без вмешательства милиции. Сначала съемочную группу телеканала РЕН ТВ обвинили в съемке режимного объекта, Генпрокуратуры, которая, по словам блюстителей порядка, запрещена. Еще через две минуты предоставить свои документы попросили уже у пикетчицы из "Яблока". Получить комментарий относительно судьбы Максима Резника все же удалось. Говорит "яблочник" Илья Яшин.



Илья Яшин : Мы считаем, что арест Максима Резника - это грубейшая политическая провокация в худших традициях советского КГБ и белорусских спецслужб. Совершенно очевидно, что дело это шито белыми нитками. Никто кроме, наверное, следователей прокуратуры и дзержинского судьи Петербурга не в состоянии поверить, что Максим Резник кинулся с кулаками на 20 сотрудников милиции, троих из них избил. Это очевидное требование - Максим Резник должен выйти на свободу, суд должен разобраться во всем и признать его полную невиновность.



Максим Ярошевский : В "Яблоке" не сомневаются, что именно оппозиционная работа Максима Резника стала причиной для его ареста и вынесения обвинения.


Несмотря на то, что в проведении одиночного пикета молодым "яблочникам" старательно мешают милиционеры Генпрокуратуры, сторонники партии собираются продолжать ежедневно бороться за свободу своего петербургского коллеги с плакатом и распечаткой закона о возможности проведения одиночного пикета без санкций московских властей в руках.