Минобороны закроет две трети военных кафедр в российских ВУЗах

Минобороны должно сделать упор на студентов военых вузов, а не военных кафедр, говорят эксперты

Российские высшие учебные заведения в этом году лишатся более двух третей расположенных на их территории военных кафедр - из существующих 232 военных кафедр под закрытие подпадает 165. Приказ о ликвидации уже подписал премьер-министр Виктор Зубков. Место закрытых кафедр займут учебные центры, которые Минобороны намерено создать в крупнейших федеральных вузах страны.


О массовом сокращении кафедр в 2005 году говорил вице-премьер Сергей Иванов, тогда он добавил, что ликвидация начнется как раз в 2008-2009 году. Согласно плану Минобороны, военные кафедры останутся только в 67 вузах. При этом помещения, в которых велись занятия для будущих офицеров запаса, пустовать не станут. В крупнейших федеральных вузах планируется, по сути, возобновить работу кафедр, однако называться они будут «учебные военные центры». Если студент хочет получить образование в учебном военном центре, поступая на первый курс университета, он заключает договор – таково требование Минобороны. После окончания обучения в вузе он обязан еще три года отслужить в рядах вооруженных сил. При этом во время учебы он получает повышенную стипендию, в три раза превышающую стипендию обычного студента вуза.


По мнению военного эксперта Виктора Баранца, Минобороны, вынуждая студентов подписывать договор, преследует свои собственные цели: «Теперь лейтенант, который отучился в вузе и не хочет служить, он обязан возместить государству деньги, а это деньги немалые. Потому что подготовка одного офицера в среднестатистическом вузе обходится примерно порядка 20-25 тысяч долларов».


Непонятна судьба тех студентов, которые уже служат на военных кафедрах, но закончить обучение из-за их закрытия не успеют. Руководствуясь постановлением правительства, порядок завершения их обучения должен определить министр обороны. Он, в свою очередь, может отправить их служить уже после получения диплома на год рядовым. По мнению Виктора Баранца, проблема заключается не в самом факте закрытия такого количества военных кафедр по всей стране. Сложно себе представить, что факультативно можно сделать из студента офицера:


«Надо все-таки сосредотачивать главное внимание на подготовке настоящих офицеров в военных вузах и академиях, где у людей только по тактике по 400 часов, по строевой подготовке по 250 часов. У нас же выпускник военного вуза – это, получается, лейтенант, выращенный на общественных началах. Сейчас просто государство не мытьем, так катаньем пытается как-то за счет вот этого студенческого резерва, на которого напялят погоны, компенсировать очень важную проблему: становой хребет армии они хотят компенсировать этими сырыми офицерами запаса».


Член Комитета солдатских матерей Валентина Мельникова не знает, кому именно выгоднее избавиться от военных кафедр – Министерству обороны, которое давно страдает от нехватки квалифицированного офицерского состава, или высшим учебным заведениям, которые могли за счет воинского обучения и последующего присвоения звания офицера запаса законно избавлять студентов от службы в вооруженных силах:


«Если Министерство обороны и наш президенты способны военные академии перебрасывать бог знает в какую глухомань, если им военная наука не нужна, ну, так что же говорить про лейтенантов? Это все какие-то волюнтаристские истории такого странного порядка. Со всей этой бестолковщиной примиряет только одно: я знаю точно, что на военную кафедру, так же как и на призыв, нельзя по закону отправить ни одного человека. Потому что ни один молодой человек, доживший в России до 18 лет, не пригоден по здоровью к военной службе по призыву».


Кому выгодно такое сокращение кафедр – непонятно, говорит Валентина Мельникова: «Армия вообще не может быть заинтересована, у них лейтенантов нет вообще, младших офицеров там не хватает. И поэтому вот сейчас, с 1 января, они не будут призывать их больше, и что там будет, как там будет, кем они будут заполнять эти штатные единицы? Ну, может быть, там достаточно выпускников училищ офицерских? Да и вузам, в общем, все равно было. Решение закрыть военные кафедры и прекратить призыв офицеров запаса, выпускников военных кафедр, оно, вообще, логичное. А открытие этих странных центров… То ли не справляется военное образование, не может готовить достаточное количество офицеров, таких полноценных, то ли у них уровень недостаточный».