Гаишники встали чужой грудью на пути нарушителя

На трассе под Минском инспекторы белорусской ГАИ предпочли не рисковать ни собой, ни своими машинами

Белорусская общественность пребывает в шоке от действий сотрудников госавтоинспекции (ГАИ). Пытаясь остановить на трассе пьяного водителя, гаишники соорудили «живой щит» из остановленных автомобилей, при этом запретив водителям и пассажирам покидать салоны автомобилей. Только по счастливой случайности в результате столкновения не оказалось погибших. Однако участники инцидента уверены: если бы на скорости 160 километров в час в них вьехал не «Фольксваген Гольф», а джип, выживших в аварии просто не осталось бы.


Возмущение белорусов вызвала огласка чрезвычайного происшествия, когда в процессе задержания пьяного водителя под Минском сотрудники ГАИ перекрыли дорогу «Фольксвагену», который мчался со стороны города Слуцк со скоростью 160-180 км/ч, легковыми автомобилями с водителями и пассажирами. В результате пьяный водитель столкнулся с «живым щитом», пострадали трое пассажиров автомобиля нарушителя, одна девушка находится в критическом состоянии.


Спустя несколько дней после чрезвычайного происшествия в редакцию издания «Автобизнес Weekly» пришли люди, пережившие настоящий кошмар на 8-м километре трассы Минск-Микашевичи. Минчанку Елену Колпакову, ехавшую на “Тойоте RAV4”, остановил сотрудник ГАИ. На обочину съехать не разрешил, приказал оставаться на полосе рядом с другими стоящими автомобилями: «Я поняла: сейчас, сию секунду, что-то произойдет. Потому что гаишник вдруг начал отчаянно махать рукой, этим жезлом, и вдруг быстро отбежал в сторону. Всё! И тут -- страшный удар. А когда я уже открыла глаза, нос моей машины прямо уперся в водительскую дверь этого «Фольксвагена». «Фольксваген» загорелся, и в любой момент мог взорваться. Только благодаря быстрой реакции других водителей горящую машину удалось потушить.


Юрий Пашкевич на автомобиле «БМВ 525» ехал с женой и трехлетней дочерью. Рассказывает, что когда работник ГАИ показал жезлом остановиться, он включил правый поворот и так же, как Елена Колпакова, приготовился съехать на край проезжей части. К этому времени машина Елены уже стояла на третьей полосе, на первой находилась еще одна БМВ. Пашкевичу показали место во втором ряду, жестом приказали сидеть на месте. Прошло полминуты, вспоминает Юрий, и вдруг гаишники начали разбегаться. Едва увидев в зеркале летящий «Фольксваген», успел крикнуть жене: «Держи ребенка!». Сам от удара потерял сознание: «Вообще они не имели права делать из нас «щит». За 28 минут, за которые долетел этот «Фольксваген Гольф» из Слуцка до Минска, могли согнать с кольцевой дороги какую-нибудь крупногабаритную машину либо раскинуть шипы. В крайнем случае могли бы поставить свои машины. В принципе, они для этого им и выданы! Но не живыми же людьми перекрывать дорогу?!» Сейчас Пашкевичи всей семьей ходят к врачам, в том числе и к психиатру. О разбитом автомобиле даже не вспоминают: уже хорошо, что сами живы.


Еще один участник нелицеприятной для ГАИ истории Алексей Береснев ехал с приятелем на «Хонде Аккорд», был остановлен в четвертом ряду. В ДТП не пострадал, но пережил сильнейший стресс. Возмущен, что, имея два автомобиля, гаишники подставили под удар случайных людей, наблюдая за происходящим со стороны. Когда впоследствии Алексей изъявил желание взять официальную бумагу об участии в этой «акции», его грубо послали: мол, «не пострадал - вали отсюда».


Впрочем, и руководство ГАИ всячески пыталось переложить вину за случившееся на... самих пострадавших. Заместитель начальника госавтоинспекции МВД Игорь Ваницкий заявил: сотрудники ГАИ не пытались создать щит из легковых автомобилей. По его словам, столкновение произошло вследствие того, что водители неверно поняли жест сотрудника ГАИ, требовавшего... продолжать движение. Пострадавшие отреагировали немедленно, заявив, что они «в шоке» от такой версии ГАИ.


Лишь 13 марта после того как громкая история получила общественный резонанс, а многие автолюбители вывесили черные ленточки и знак «Живой щит» на стеклах машин, министр внутренних дел Владимир Наумов объявил строгий выговор начальнику ГАИ Александру Менделеву. Взыскание получили начальники ГАИ Минска и Минской области, командиры двух батальонов ГАИ. Сотрудники ГАИ, принимавшие участие в операции по задержанию пьяного водителя, отстранены от исполнения служебных обязанностей до оглашения правовой оценки происшедшего прокуратурой.