Не вполне народная воля. В США подводят итоги иранских выборов

Попасть в список кандидатов было слишком трудно для того, чтобы выборы можно было назвать свободными и справедливыми

Хотя окончательные результаты парламентских выборов в Иране станут известны лишь в начале следующей недели, американские эксперты уже сейчас подводят предварительные итоги, полагая, что, как и ожидалось, консерваторы сохранят большинство.


В Вашингтоне выразили сомнение в том, что народ Ирана получил истинную свободу выбора. Представитель Госдепартамента Шон Маккормак сказал: «Тот факт, что правительство решало, кто может, а кто не может баллотироваться, ставит под сомнение, имел ли иранский народ полноценные выборы». А пресс-секретарь Белого Дома Дана Перино еще до выборов заявила, что у американской администрации нет никаких иллюзий в отношении результатов, которые вряд ли отразят волю народа Ирана.


Вот как прокомментировал выборы вице-президент вашингтонского Совета по американской внешней политике Илан Берман:


«Результаты выборов, какими бы они ни были, надо рассматривать в контексте иранской политической системы. Эта система внешне очень плюралистична и независима, но на самом деле управляется верховным религиозным исламским советом. После того как к выборам не были допущены некоторые кандидаты, прежде всего сторонники либерализации режима, выбор избирателей был искусственно ограничен.


Центральным вопросом выборов была не внешняя политика и не ядерная программа, а экономика. Избиратели очень недовольны экономическим положением в стране и обвиняют в этом президента Ахмадинеджада, который был избран благодаря популистским обещаниям экономического процветания, но обещаний не выполнил.


Хотя экономика тоже связана с внешней политикой, но внимание народа сосредоточено на внутренней ситуации. Именно поэтому голоса отданы консервативным кандидатам, более ответственным в вопросах бюджета и распределения средств и более сконцентрированным во внутренней политике.


В каких-то вопросах консервативное парламентское большинство может войти в конфликт с президентом Ахмадинеджадом, хотя парламент в его новом составе не будет ни более прозападным, но менее радикальным. Это курс на коррекцию внутренней политики Ирана».


Международный обозреватель общественного радио Америки Майк Шустер считает, что если консервативное большинство в парламенте усилит критику в адрес Ахмадинеджада, то, возможно, на президентских выборах 2009 года консерваторы выставят своего кандидата. Но даже это вовсе не означает, что внешняя политика Ирана станет иной.