В Петербурге пройдет акция в связи с прибытием корабля с "урановыми хвостами

Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Алексей Кузнецов: Экологи протестуют против ввоза в Россию радиоактивных отходов. 15 марта в Петербурге пройдет акция "Беллоны" и "Экозащиты!" в связи с прибытием в Петербургский порт очередного корабля с так называемыми "урановыми хвостами".



Татьяна Вольтская: В прошлый раз судно "Шоувенбанк" уже привозило опасные отходы в Петербург в конце января. Очередной железнодорожный состав с отходами отправился с немецкого предприятия по обогащению урана в городе Гронау 5 марта, причем, по данным немецких экологов, на этот раз радиационный фон контейнеров даже выше, чем в прошлую транспортировку. 7 марта отходы были перегружены на судно в голландском порту Роттердам. В среду 12 марта корабль прибыл в Петербургский порт. Какие именно отходы прибыли на корабле, - говорит представитель правозащитной экологической организации "Беллона", редактор сайта «Беллона.ру» Рашид Алимов.



Рашид Алимов: Это отходы, которые получаются при подготовке топлива для атомных электростанций. Экологи считают, что сделка, в рамках которой в Россию поступают объединенный и отвальный гексафторид урана, является фактически сделкой по ввозу в Россию радиоактивных отходов. И в связи с этим экологические организации "Беллона" и "Экозащита!" проводят акции протеста. Мы следим за передвижением отходов. Мы наблюдали и отследили перегрузку, сейчас мы продолжаем следить за тем, где находятся поезда с этими отходами.



Татьяна Вольтская: Из порта отходы поедут через весь город, а дальше через всю Россию в Новоуральск. Экологи считают передвижение составов с так называемыми урановыми хвостами чрезвычайно опасными, поскольку никто не застрахован от транспортных происшествий.



Рашид Алимов: По данным британской компании Бионесол, это данные еще 70-х годов, расчеты, теоретически при авариях, которые приведут к утечке гексафторида урана, летальные исходы могут происходить в радиусе 32 километров.



Татьяна Вольтская: На что надеются экологи? Ведь, несмотря на их протесты, ядерные отходы как везли, так и везут.



Рашид Алимов: Мы надеемся чего-то добиться, тем более что глава Росатома Кириенко уже говорил, что контракты продлевать не будут но мы хотим, чтобы не только контракты не продлевались, но и хотим, чтобы контракты были расторгнуты уже сейчас. Это контракты, которые заключались в 90-е годы. На наш взгляд, люди, которые заключали эти контракты, и то, как заключались эти контракты, это, в общем, вроде вопроса по Адамову, которого суд недавно признал виновным и посадил на 5,5 лет.



Татьяна Вольтская: В Соединенных Штатах Америки гексафторид урана еще в январе 2005 года был официально признан радиоактивными отходами. Но европейским странам, видимо, пока выгодно отправлять его на захоронение в Россию. С 1996 года в Россию было отправлено больше 80 000 тонн таких отходов. А условия заключенных контрактов таковы, что до конца 2009 года должно быть отправлено еще около 20 000 тонн, вот почему экологи настаивают на расторжении контрактов как незаконных. Между тем, условия контрактов, истекающих в 2009 и 2014 годах, в точности неизвестны, они вполне могут содержать условия, предполагающие автоматическое продление сроков. Российский закон об охране окружающей среды запрещает ввоз в Россию радиоактивных отходов и ядерных материалов с каким-либо целями, но урановые хвосты везут под видом сырья для переработки. Но перерабатывается лишь малая часть.



Рашид Алимов: По данным Госатомнадзора, емкости, в которых это хранится под открытым небом, не соответствуют современным стандартам безопасности. Это повторяется из отчета в отчет Госатомнадзора на протяжении нескольких лет.



Татьяна Вольтская: Экологи считают этот бизнес циничным и аморальным, противоречащим закону и России, и Германии, и требуют его прекратить.