Белорусский правозащитник: «Пропавшие политики исчезли в коридорах власти»

Сейчас оппозиционеры исчезать перестали. По крайней мере, известно, где они находятся

По мнению руководителя правозащитного центра «Весна» Алеся Белявского, ежемесячные акции протеста в Белоруссии в знак солидарности с политзаключенными дают определенные положительные результаты. Это происходит, несмотря на продолжающиеся репрессии против оппозиционеров.


В интервью Радио Свобода Алесь Белявский сказал:


- Сейчас у нас создана такая система проведения общественных мероприятий, что получить разрешение на официальное проведение очень и очень тяжело, если не сказать невозможно. Поэтому абсолютное большинство акций проходит в неразрешенном режиме. Естественно, участники этих акций очень часто подвергаются репрессиям: их арестовывают, избивают, сажают на сутки, штрафуют. Тем не менее, эта протестная волна, волна несогласия с политикой белорусских властей не утихает. Каждый раз люди опять принимают участие в этих акциях. Они, конечно, подвергают себя опасности, но, тем не менее, не останавливаются.


- Удалось ли правозащитникам за последние годы добиться каких-то успехов в защите прав политзаключенных или в поисках людей, пропавших за время правления Александра Лукашенко?


- Что касается непосредственной помощи тем людям, которые сидят в заключении - налаживание системы передач, налаживание информационных кампаний в их поддержку – это, конечно, нам удается, я бы сказал, достаточно успешно. Мы наблюдаем за каждым таким процессом, участвуем в каждом таком процессе, помогаем, как можем. Но, с другой стороны, четко понимаем, что, конечно же, это заказные процессы. Судьи решают то, что решает администрация президента. Поэтому, что касается общей ситуации, то, конечно, наши возможности очень и очень ограничены. Для белорусских властей на первом месте стоит политическая целесообразность. Если им выгодно кого-то посадить, они его сажают, несмотря ни на что. Если им выгодно отпустить, они быстро находят способ, как это сделать. За последние два месяца были освобождены четыре человека. Но в то же время возбуждены новые уголовные дела, по которым сейчас проходит 17 человек. Имеет место этакий торг политзаключенными со странами Евросоюза.


Что же касается исчезнувших политиков (а волна исчезновений у нас прошла в 1999-2000 годах и, слава богу, это пока не продолжается), то нити идут конкретно в коридоры власти. Это показывают расследования и белорусских правозащитников, и международных структур, потому что Совет Европы также занимался очень активно эти вопросом. Мы ясно понимаем, что при этой власти объективного расследования этих дел не произойдет.