9 минут джаза №50. Sam “Lightning” Hopkins and Ornette Coleman

Джордж Коулмэн «Младший», английский драматург, был первым в истории автором, упомянувший чисто американское выражение Blue devils . Именно так называлась его пьеса, фарс, написанная в 1798 году, что привело к тому, что само выражение Blue devils на многие десятилетия стало синонимом сумасшествия.


У микрофона Свободы ваш ДС и «Девять минут джаза»



  • Coffee Blues


ДС : - Coffee Blues, Кофейный Блюз … Сэм Хопкинс по кличке «Lightnin'» - «Молния». Кличку ему навязала компания звукозаписи «Элэддин Рекордс», когда он начал выступать с пианистом Уилсоном СмиСом. Смис получил кличку – «Гром», «Thunder». Короче – гром и молния должны продаваться лучше, чем Хопкинс и Смис…


Coffee Blues был записан в Нью-Йорке в 51 году. Сэм Хопкинс – гитара, он же вокал.



Хопкинс – ярчайший представитель техасской школы блюза. Это не означает, что школа эта ограничена территориально Техасом. Просто техасский блюз – свинговал круче и сильней, чем блюз, скажем, чикагской, новоорлеанской, детройской или луизианской школы.



Для негритянского населения США Blue devils – были бесами, вызывавшими тоску и депрессию. Вот от этих-то бесов, густо заселявших хлопковые плантации и дельту Миссисипи, и произошло слово БЛЮЗ……Сам по себе блюз – музыкальный жанр вокального и инструментального исполнения, основанный на blue notes, «ступенях мажора или минора, пониженных на четверть ноты»... Он вышел из религиозных песнопений, из field hollers, то есть разновидности рабочих песен, и из баллад. Типичное построение блюза, как крика-и-ответа и использование blue notes – говорит об африканском происхождении блюза. Из блюза вышли и такие жанры как Ритм-и-Блюз, Рок-н-Ролл, хип-хоп, блюграсс и heavy metal. Сам же блюз можно определять технически, социально и эмоционально. Первоначальные тексты блюзов были четырехкратным повтором одной и той же строки..



Сэм «Lightnin'» Хопкинс появился на свет в марте 1912 года. Родом он из Хьюстона, тот самый штат Техас. И хотя карьера Хопкинса началась в Калифорнии, он редко выступал вне границ своего штата. Однако 14 октября 60 года он поднялся на сцену Карнеги Холла вместе с Бобом Дилэном, Джоан Байэз и Питом Сигером.



  • Cut Me Out Baby


ДС: - Cut Me Out Baby , Забудь меня, крошка – вычеркни меня, бэйби… Еще один блюз Сэма «Lightnin'» Хопкинса, вышедший на французской фирме Blues Encore. Сэм Хопкинс за 35 лет музыкальной карьеры записал больше дисков, чем любой иной американский блЮзмэн…



Но, так как у нас остается еще несколько минут, посвятим их другому юбиляру, enfant terrible авангардной школы джаза: Орнетту Коулмэну…



  • Turnaround


ДС: Turnaround «Сдвиг». Последний диск вышедший в октябре 2006 года, Орнетта Коулмэна, джазмена: саксофониста, трубача и скрипача, появившегося на свет 19 марта 30 года в Fort Worth, во все том же Техасе.. Кстати, на этом последнем диске Коулмэн играет на всех трех инструментах. Ему аккомпанируют два контрабасиста: Грэгори Коэн и Тони ФалАнга и его сын ударник ДенАрдо Коулмэн. Компакт называется Sound Gramm ar и вышел он на собственной фирме Коулмэна – того же названия. Музыкальный обозреватель Фред Каплэн, называет Turnaround – «ленивым блюзом», так что судьбы наших сегодняшних героев – переплетаются…



Подкаст «Девяти минут» вы найдете на сайте svobodanews.ru. Удачной вам недели, всех благ, чао, бай-бай!