Белый дом успокаивает инвесторов, но рынки и доллар падают

18 марта ФРС может снизить кредитную ставку до 2,25%

Фондовые торги в Азии завершились сегодня падением основных индексов из-за новых заявлений Федеральной резервной системы США по предотвращению рецессии. Свидетельствующие о кризисе новые разорения финансовых компаний привели в пятницу к падению американского рынка. Как следствие японский индекс Nikkei опустился в понедельник на 3,7%, гонконгский Hang Seng – на 5,4%, южнокорейский KOSPI - более чем на 3%. К 11.30 утра на 2,6% опустился российский индекс ММВБ.


С сегодняшнего дня Федеральная резервная система начинает кредитовать финансовые институты до дисконтной ставке. А во вторник, 18 марта, состоится заседание комитета по открытым рынкам ФРС, на котором, как ожидают эксперты, процентная ставка может быть понижена еще на 0,75 процентных пункта до 2,25%. Это решение. Прогнозируют аналитики опустит американский доллар еще ниже, хотя новый низкий рекорд по отношению к европейской валюте уже побит – за 1 евро дают 1,59 доллара.


В пятницу американские индексы рухнули из-за известия о том, что один из ведущих инвестиционных банков Bear Stearns исчерпал свои запасы капиталов после того, как клиенты панически начали закрывать свои счета в банке. На фоне этого президент США Джордж Буш решил уверить американцев, что нынешние проблемы преодолимы и экономическое выздоровление не за горами. В своей сорокаминутной речи, произнесенной в экономическом клубе Нью-Йорка, президент заявил, что фундамент американской экономики надежен и уже можно разглядеть предпосылки для улучшения ситуации:


«В условиях свободного рынка бывают подъемы и спады. После рекордного роста занятости 52 месяца подряд наша экономика, несомненно, проходит через трудный период. Это касается рынка жилья и финансовых рынков».


Президент напомнил, что с тех пор как восемь лет назад его администрация приняла страну уже в состоянии рецессии, Соединенные Штаты не раз были на грани экономических потрясений - после терактов 11 сентября, серии корпоративных скандалов и невиданных природных катаклизмов. Но всякий раз, по его словам, экономика приходила в норму и становилась сильнее, чем прежде: «Задача моей администрации в Вашингтоне - в поощрении инициативы и новаторства, чтобы позволить нашей экономике достаточно гибко реагировать на неблагоприятные условия, чтобы она оставалось привлекательной для капитала».


По мнению представителей Белого дома, рецессия должна отступить к лету после снижений Федеральным резервом учетной ставки и реализации пакета экономического стимулирования, включающего налоговый возврат 130 миллионам семей. Буш напомнил, что принята программа, которая позволяет оказавшимся на грани банкротства домовладельцам рефинансировать свои ипотечные кредиты. Однако в очередной раз повторил, что против предложения законодателей о выделении четырех миллиардов долларов из федерального бюджета на скупку опустевших домов с целью оживления рынка недвижимости.


Речь Буша вызвала острую реакцию демократов в конгрессе, которые считают, что правительство должно играть более активную роль в оздоровлении американской экономики: «До тех пор, пока президент, оставаясь на своей узко-идеологической платформе, заявляет, что мы не будем бороться с проблемами, вызванные его экономической политикой, мы не увидим заметного улучшения», - заявил сенатор-демократ от штата Нью-Йорк Чарльз Шумер. На его взгляд недостаточные, действия правительства обуславливают «кризис доверия» в Соединенных Штатах:


«До тех пор пока президент заявляет, что все прекрасно, и он не будет вмешиваться в кризис ипотечного кредитования – вряд ли стоит ждать, что он сделает что-то полезное для экономики. Порой кажется, что наш президент, в отличие от большинства американцев, смотрит на экономические проблемы как инопланетянин».


Многие видные американские экономисты также критически относятся к упованию президента Буша на саморегуляцию рынка. По мнению профессора Гарвардского университета Мартина Фелдстина, самоочевидное окончание шестилетнего экономического роста может ознаменоваться гораздо более тяжелыми последствиями, чем во времена прошлых рецессий.