Война с контрафактом в Турции: бей чужих, чтобы облегчить жизнь своим

Купленные на стамбульских базарах джинсы с известным лейблом часто более качественные, чем оригинал, говорят сами торговцы

На ярком весеннем солнце сверкают солнцезащитные очки с лейблом Christian Dior. Увидев покупателей, продавец стремительно скидывает цену, которая падает до трех долларов за пару. Джинсовые брюки с блестящими буквами D&G по 10 долларов, кофточки от Armani и сумочки Gucci по бросовой цене. Стамбульский базар - настоящий рай для любителей подделки. Базарные зазывалы с жестами и восклицаниями до поздней ночи рекламируют «настоящие» часы, сумки, кошельки, кроссовки самых известных фирм. Турецкие женщины разглядывают упаковки парфюма, который не отличить от настоящего.


Турция занимает третье место в списке стран, поставляющих контрафактную продукцию в ЕС. В прошлом году объем рынка такого рода продукции в стране составил 10 миллиардов долларов, что в четыре раза больше, чем в 2001 году. Торговля поддельной продукцией составляет более 2% валового национального продукта. Таковы данные исследования «Влияние торговли контрабандной и поддельной продукцией на экономику Турции», проведенного Группой защиты торговых марок. Подделывают золото, лекарства, сигареты, автозапчасти. По данным экспертов, около 14% подделок составляют продукты бытовой химии: стиральные порошки и моющие средства, более 13 - домашние электроприборы.


Самый выгодной, однако, остается подделка популярных марок дизайнерской одежды. Индустрия поддельной моды достигла небывалых высот. Не успев сойти с конвейера, дизайнерские модели появляются на турецких рынках. Бывает, что турецкая версия Armani сильно отличается от оригинала. Местные дизайнеры дополняют модели недостающими с их точки зрения рюшами, воланами и стразами. Наклейки с названиями известных фирм по полдоллара продаются прямо у входа на рынок. Фурнитура с текстильных фабрик идет по бросовой цене.


Хозяин магазина джинсовой одежды Мехмет, который уже лет пять торгует контрафактом, делится своими секретами: «Купленные на стамбульских базарах поддельные джинсовые брюки более качественные, чем оригинальные. Они дольше носятся, не линяют при стирке, при этом стоят копейки. Правда, приходится долго возиться с фурнитурой - клепками, пуговицами, на которых выбивается название фирмы или торговая марка. Есть свои тонкости. На заклепках названия должны быть выдавлены с обеих сторон. Этикетка должна выглядеть «жеваной», но ровно отстроченной по всему периметру. Швы должны быть аккуратно обработаны с помощью оверлока швом-косичкой. Не должно быть оборванных, торчащих ниток. Кривые строчки – первый признак подделки».


Производство поддельных товаров не только оказывает отрицательное влияние на формирование имиджа турецких товаров и сокращает налоговые поступления в бюджет, но и заполняет рынок опасной для здоровья продукцией. Не так давно по всей стране прокатилась волна отравлений некачественными алкогольными напитками. Настоящий шок испытали жители непьющей мусульманской Турции после смерти около 200 человек, которые погибли после употребления поддельной анисовой водки раке. В ходе проверок полиция обнаружила в одном из стамбульских пригородов нелегальную фабрику со складами готовой к употреблению продукции. Были изъяты тысячи бутылок поддельного раке. Как выяснилось, производители использовали некачественный спирт.


Подобную ситуацию можно наблюдать в прибрежных средиземноморских отелях, работающих по принципу «все включено». В Турции налоги на элитный алкоголь доходят до 700%. Бутылка импортного шампанского в Анталии стоит в несколько раз дороже, чем в европейских отелях. Чтобы уменьшить расходы, владельцы гостиниц закупают некачественный суррогат. По словам владельца одного из отелей Орхана Кылыча, заказавший водку «Абсолют» клиент рискует получить вместо нее неизвестно что: «Государство полностью запретило ввоз в страну некоторых популярных видов алкоголя. В результате проверки, проведенной властями в пятизвездочных отелях Анталии, было изъято несколько тысяч бутылок контрабандного элитного алкоголя, не подтвержденного таможенными документами».


Чтобы объяснить обществу всю важность усиления борьбы с подделками, власти обращаются к патриотическим чувствам. Компания по борьбе с контрафактом проходит под лозунгом борьбы с запрещенной Курдской рабочей партией. В эфире телеканалов демонстрируют ролики о том, что прибыль от производства контрафакта поступает на счета курдских партизан, которые закупают на эти деньги оружие, чтобы убивать турецких солдат на юго-востоке Турции. В качестве доказательства демонстрируют нелегальные фабрики по производству контрафактной продукции, напоминающие подпольные цеха времен развитого социализма. На глазах у изумленного зрителя полиция из фабричных подвалов извлекает склады оружия, арестовывает якобы связанных с КРП гастарбайтеров, приехавших с юго-востока Турции.


Как рассказывает независимый юрист Фюсун Айраклы, в Турции, стремящейся в Евросоюз, обсуждается закон о защите торговых марок: «На этом настаивают известные европейские компании, которые знают, что Турция настоящий рай для подделок. Все, кто нарушают и подделывает марки, будут подвергаться длительным тюремным сроками и штрафам. Не так давно на юго-востоке Турции осудили владельца магазина детских игрушек, продававший поддельных Бэтманов и Спайдермэнов. Он получил четыре года тюрьмы и выплатил штраф в 40 тысяч долларов».


Стамбульский район Кадыкей не случайно называют «китайским кварталом». Здесь продают дешевый китайский ширпотреб: бижутерию, косметику, подделки программного обеспечения. Еще недавно турецкие производители не брали в расчет конкурентов из Восточной Азии, но в последнее время ситуация изменилась. Местным производителям контрафакта все труднее выдерживать натиск более дешевой китайской продукции, которая ввозится в неимоверных количествах на местный рынок. Чтобы обезопасить себя, ужесточают требования к безопасности китайской продукции, устраивают полицейские облавы, публично сжигают тысячи поддельных китайских CD, DVD-дисков и кассет, которые составляют более 50% всех поддельных товаров. Но и в сейчас борьба с китайскими конкурентами приносит малоощутимые результаты. Уже обанкротились и закрылись сотни фабрик по производству подделок.


Пытаясь привлечь внимание населения к необходимости борьбы с подделками, власти Турции, однако, не слишком рассчитывают на успех своего дела. Когда в стране началось легальное производство товаров Nike, Levi's и Wrangler, торговля подделками ушла в подполье. Однако после открытия границ в странах Восточной Европы весь контрафакт ринулся туда.