В четверг Федерация еврейских общин России заморозила отношения с Советом муфтиев России из-за заявлений сопредседателя этой организации Нафигуллы Аширова, которые были сочтены еврейской общественностью антисемитскими. Как заявили представители Федерации еврейских общин, Аширов сделал ряд возмутительных заявлений по поводу сионизма Израиля, назвав сионизм «раковой опухолью» и присоединившись к тем, кто считает, что «евреи не имеют права на собственное государство». Таким образом, впервые в новейшей истории России прервали между собой отношения две религиозные организации, относящиеся к разным конфессиям.
Глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин в интервью Радио Свобода рассказал о том, что послужило причиной столь серьезного шага: «Из раза в раз мы призываем Совет муфтиев России высказывать по этому поводу свое мнение, поскольку молчание в данном случае, конечно, знак согласия. Примерно год назад, озвучив такие же лозунги, как в этот раз, - "сионизм - раковая опухоль человечества", "сионизм - форма фашизма" - господин Аширов уже вызвал такую же реакцию, как сейчас, и тогда Совет муфтиев России выступил с дезавуированием, пусть и весьма поверхностным, дезавуированием заявления Аширова, что это только личное мнение Аширова, которое ни в коем случае не передает ощущения Совета муфтиев России. Мы же, однако, и в тот раз полагали, что этого недостаточно, но сейчас, когда Аширов повторил слово в слово то, что было сказано тогда, мы потребовали, чтобы Совет муфтиев России от этого заявления дистанцировался и принял соответствующее решение. Потому что не может быть, что из раза в раз сопредседатель организации говорит свое личное мнение, которое не соответствует позиции организации, причем по самым разным вопросам. И на этот раз мы не получили никакого ответа. Если год назад немедленно было распространено заявление Совета муфтиев России с легким осуждением позиции Аширова, то в этот раз ответом нам было только молчание. Мы подождали, прошло уже около двух недель. И сейчас мы можем сказать со всей ответственностью, что это молчание мы воспринимаем со стороны Совета муфтиев России как неуважение позиции еврейской общины страны. Сами заявления считаем оскорбительными в адрес еврейской общины страны и всего еврейского народа в целом. И в такой ситуации мы не можем делать вид, что наши взаимоотношения остаются в норме».
По словам Боруха Горина, высказывания Нафигуллы Аширова действуют разрушительно не только на отношения мусульман и иудеев, но и на связи Совета муфтиев России с другими конфессиями, в частности, с Русской Православной церковью: «Нам представляется, что господин Аширов является глубоко деструктирующим элементом во всей системе межрелигиозных взаимоотношений в России. Не только между Советом муфтиев России и Федерацией еврейских общин России, но и во взаимоотношениях Совета муфтиев России и Русской Православной церкви. У нас была достаточно широкая совместная общественная деятельность, мы достаточно эффективно взаимодействовали в рамках Межрелигиозного совета России, в частности, мы взаимодействуем на личном уровне, постоянно поздравляя Совет муфтиев России с мусульманскими праздниками и с государственными праздниками. Очевидно, мы не сможем больше встречаться за одним столом в качестве дружелюбных, добрососедских организаций».
Сам Нафигулла Аширов говорит, что и год назад, и теперь, когда он высказывался о сионизме на состоявшейся 4 марта в Москве презентации книги Сергея Комкова «Ваххабит», его слова были извращены. Тем не менее, и сейчас Аширов не избегает сравнения сионизма с фашизмом: «Сионизм, осуждаемый всеми мировым сообществом, от которого в первую очередь страдает сам еврейский народ, сегодня совершает такие преступления в отношении своих соседей, будь то в Ливане или в Палестине, которые сравнимы с преступлениями фашистов».
Аширов не видит ничего страшного в разрыве отношений Федерации еврейских общин с Советом муфтиев: «Если они себя соотносят и ассоциируют с сионистским движением, отсутствие отношений - это нормально. Потому что осуждение "Аль-Каиды" меня, допустим, нисколько не оскорбляет. А почему-то преступления сионистского режима оскорбляют представители ФЕОР, когда это вопрос к ним. Значит, консолидируются с ними, солидаризируются с ними в этих вопросах».
Уже в который раз Нафигулла Аширов заявляет, что его личные высказывания не имеют к Совету муфтиев никакого отношения: «До этого у меня было официальное заявление, что мои высказывания нельзя воспринимать а) как высказывания от имени всех российских мусульман, б) от имени Совета муфтиев России. Потому что в Совете муфтиев России согласованные решения принимаются на совете, обсуждаются, и по ним принимаются те или иные решения. Такого обсуждения этого вопроса не было, и Совет муфтиев России здесь абсолютно ни при чем. И каждое мое чихание воспринимать как чих от Совета муфтиев России - это тоже глупо».
Тем не менее, не только иудеи, но и православные недоумевают по поводу того, как один из верховных представителей религиозного объединения может говорить нечто, способствующее росту межрелигиозной розни. Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Всеволод Чаплин тоже имеет претензии к муфтию, выступавшему против крестов на российском гербе и основ православной культуры как школьного предмета: «В ходе обсуждения вопросов об основах православной культуры и преподавании других основ религиозных в одном из выступлений муфтия Аширова прозвучали слова о том, что по всей России будет вторая Чечня. Это, конечно, было воспринято многими православными верующими как прямая угроза и, естественно, не добавило доброго климата в отношения между разными религиозными общинами. Я не знаю, что подвигает муфтия Аширова на такие заявления. Может быть, кто-то считает, что через радикальную повестку дня можно приобрести репутацию смелого религиозного деятеля, но все-таки мне думается, что в современной России религиозные лидеры должны быть людьми мира, и именно этого слова мира ожидают от них верующие, ожидает от них общество в целом».
Пока Совет муфтиев России никак не отреагировал на шаг Федерации еврейских общин.