Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Самаре Сергей Хазов.
Андрей Шароградский: В самарском регионе, как и в других российских регионах, в начале марта резко повысились цены на хлеб, молоко и другие основные продукты питания. Производители говорят о невозможности сдерживать цены в рамках принятого областными властями моратория на рост цен на продукты.
Сергей Хазов: В Самарской области с 15 октября прошлого года действует введенный губернскими властями мораторий на рост цен на продукты питания. Однако, несмотря на мораторий, цены на основные продукты, такие, как хлеб и молоко, продолжают расти. С начала этого года цена на хлеб в регионе выросла на 10 процентов. Последнее повышение цен произошло в начале марта, цена на кирпичик белого хлеба повысилась с 12 до 18 и даже до 20 рублей. Власти немало рекламировали так называемые социальные булочные, где самарцы могут по доступным, рекомендованным областным правительством ценам купить хлеб, молоко и молочные продукты, подсолнечное масло. Но разрекламированные властями социальные лавки так и остались рекламой. Многие самарцы просто не знают о них, и потому лишены возможности покупать продукты по более низким ценам.
Говорит пенсионер Лев Горелик.
Лев Горелик: Ни разу не видел. Что-то говорили, вроде какие-то социальные киоски будут. У нас на углу Советской армии я смотрел, прихожу на базар, там ни одного не было киоска.
Сергей Хазов: Заключенный областным правительством с местными предпринимателями мораторий на цены на продукты питания должен был действовать до 31 марта. Однако бизнесмены в одностороннем порядке нарушили договоренность и повысили цены на хлеб, молоко и другие продукты. Существеннее всего, на 5-7 рублей, в самарском регионе в начале марта подорожал хлеб. Закупочные цены на зерно с лета прошлого года повысились на 35 процентов, это привело к неизбежному подорожанию. Ежемесячно только Самарский булочно-кондитерский комбинат теряет из-за моратория на рост цен на хлеб до одного миллиона рублей.
Говорит заместитель директора булочно-кондитерского комбината Владимир Ерошин.
Владимир Ерошин: Плюсов нет, есть минус. Мы за время этого моратория поняли, что делаем это зря. Социально незащищенное население это же не все население Самарской области. Поэтому, мы поняли, что хлеб социальный едят все и люди с достатком и без достатка.
Сергей Хазов: В марте в самарском регионе подрожали и молочные продукты. Рассказывает продавец молочной палатки Ольга Иванова.
Ольга Иванова: Две недели не работала, была в отпуске, пришла, сама удивилась, цены еще больше подорожали. Не то, что упали, все дорожает, привозят продукцию, совершенно другая цена, начинаем опять пересчитывать. Молоко где-то рубля на два.
Сергей Хазов: Во всей России выросли цены на зерно. Нужно регулировать цены на хлеб на государственном уровне, считает губернатор Самарской области Владимир Артяков.
Владимир Артяков: Обратились в правительство России для того, чтобы Министерство сельского хозяйства инициировало ряд решений, которые бы могли держать цены. Прежде всего, это тарифы на энергоносители - первое, второе - это, конечно, еще раз усилить зерновую интервенцию, то есть мы могли бы таким образом сдержать цены на муку. На социальные продукты мы будем сдерживать собственными силами, это дешевый хлеб, дешевое молоко.
Сергей Хазов: Самарцы могут покупать продукты по более низким ценам на сельскохозяйственных ярмарках. Руководитель Департамента потребительского рынка самарской мэрии Дмитрий Харчев на заседании областного правительства, посвященном росту цен, сообщил, что благодаря работе ярмарок в Самаре цена потребительской корзины ниже средней цены по России на 5-10 процентов. Но простые самарцы говорят, что не ощущают снижения роста цен на продукты питания. По данным социологических опросов, малоимущие самарцы сегодня тратят до 75 процентов семейного бюджета на покупку продуктов питания. Говорит Надежда Семенова.
Надежда Семенова: Тяжело, конечно. Пенсия маленькая, большой не будет, наверное, никогда. Каждый раз прибавляют, прибавляют и обратно отбирают.
Сергей Хазов: Продовольственный кризис с повышением цен на хлеб власть использовала в своих интересах, считает доктор экономических наук Николай Османкин.
Николай Османкин: Мораторий вводился по классическому образцу. Особых, стихийных бедствий, скажем, в стране не наблюдалось, каких-то разрушающих, кризисных явлений тоже не было. Государство решило стабилизировать обстановку. Правительство должно признать, что, видимо, как всегда, оно сработало на вчерашний день. Надо работать с опережением, а они сейчас только еще обсуждают закон о торговле, оказывается. Инициатором этого закона выступило, кстати, Министерство сельского хозяйства. Но они этим должны были заняться с момента объявления моратория.
Сергей Хазов: По словам хлебопроизводителей, единственная возможность снизить цены на хлеб - уменьшить налоги. Говорит заместитель директора Самарского булочно-кондитерского комбината Владимир Ерошин.
Владимир Ерошин: Если основное сырье будет держаться на уровне, может быть какие-то запасы делать во время урожая и тем самым стабилизировать рост цен на зерно, чтобы спокойно чувствовали себя мукомолы, чтобы мы все спокойно чувствовали.
Сергей Хазов: Пока самарские власти решают, как стабилизировать рост цен на хлеб и другие продукты питания первой необходимости, простые самарцы говорят, что продолжают покупать хлеб и молоко уже по новым, повышенным ценам. Говорит пенсионер Лев Горелик.
Лев Горелик: Люди привыкли к этому, что повышают, повышают, повышают. Этому конца, наверное, никогда не будет.
Сергей Хазов: Самарцы уже направили письмо к областному правительству и президенту России с просьбой урегулировать цены на основные продукты питания.