Экс-премьера России Михаила Касьянова вызывают на допрос в Генеральную прокуратуру. Соратники бывшего главы правительства полагают, что речь идет о так называемом дачном деле («Сосновка-1» и «Сосновка-3»). Информация об этом появилась в четверг, когда сторонники касьяновского Народно-демократического союза находились в Таганском суде Москвы, где рассматривалась жалоба НДС к Федеральной регистрационной службе, отказавшей партии «Народ за демократию и справедливость» в регистрации.
Помощница Михаила Касьянова Елена Дикун получила новость о том, что ее начальника вызывают на допрос в Генеральную прокуратуру, находясь в тесном зале заседаний Таганского суда. Рассматривалась жалоба сторонников экс-премьера к Федеральной регистрационной службе, которая отказывает в регистрации партии «Народ за демократию и справедливость». «Касьянов получил повестку на свой домашний адрес, - говорит г-жа Дикун. - Он вызывается в прокуратуру 31 марта в качестве свидетеля по уголовному делу, возбужденному в 2005 году. Предположительно это касается так называемого дела о "Сосновке-1" и "Сосновке-3"».
Само заседание Таганского суда началось с опозданием в 45 минут. Адвокат партии Вадим Прохоров заявил, что все претензии ФРС к собранным для регистрации партии документам надуманны и необоснованны. Главная претензия – среди членов партии есть те, кому не исполнилось 18 лет (а возрастной ценз прописан законом): в Хакасии партиец родился в 1990 году, в Архангельске вовсе в 2000-м. Возрастной «рекорд» поставил член партии из Ивановской области, он родился в 2003-м. Еще несколько членов НДС успели зарегистрироваться сразу в нескольких регионах. Кто-то вступал в партию в одном регионе, а проживал по документам в другом, что также запрещено законом. В конце концов, еще до проведения общероссийской конференции семь человек не дожили, заявила представитель ФРС Евгения Зеленская.
«Мы не усматриваем нарушения каких-либо прав граждан на объединение в факте отказа в государственной регистрации политической партии, - говорит она. - Отказ не является препятствием для повторной подачи документов в случае устранения выявленных нарушений. То есть политическая партия имеет право устранить выявленное нарушение, повторно подать документы для государственной регистрации».
В ответ на доводы Евгении Зеленской адвокат Вадим Прохоров поинтересовался, чем руководствовались сотрудники Федеральной регистрационной службы, когда проводили такие проверки и, более того, запрашивали дополнительную информации, к примеру, в миграционной службе. Ответа он так и не получил. Однако главным героем заседания суда стал некий член партии «Народ за демократию и справедливость» по фамилии Фафонов. В своих документах он неправильно указал дату своего рождения, перепутав одну цифру. Вышло, что он родился в 1053 году. Понятно, что пропущена цифра 9, заявил Вадим Прохоров. Однако, по мнению представителя Федеральной регистрационной службы, достаточно и такого нарушения, чтобы лишить партию регистрации. После этого адвокат партии два раза обращался с ходатайством к судье Михаилу Казакову, и оба раза ходатайства отклонялись. «К сожалению, судом все сводится исключительно к позиции Федеральной регистрационной службы и тем доказательствам, которые регистрационная служба по собственному усмотрению готова представить, - сказал адвокат после заседания. - У нас возникли сомнения в объективности и беспристрастности суда, поэтому мы с прискорбием вынуждены заявить отвод федеральному судье Казакову». Михаил Казаков объявил перерыв в заседании суда.
«Их позиция состоит в том, - поясняет помощник экс-премьера Константин Мерзликин, - что достаточно одной ошибки, одной описки, одной опечатки по одному конкретному человеку, чтобы объявить это достаточным основанием не регистрировать партию, членство которой подтвердили (и ФРС это не опровергает) более 50 тысяч человек. Таким образом, они окончательно и бесповоротно нам всем показали, что, если партийная организация создается без согласия, без одобрения Кремля, она не может быть зарегистрирована, а следовательно, без согласия Кремля невозможно участвовать в выборах, невозможно участвовать легально в политической жизни. Если взять картину в совокупности, дело о фальсификациях, нерегистрация партии и возможный вызов Касьянова в прокуратуру по какому-то старому делу - все это не случайное совпадение. И они гражданам прежде всего ярко демонстрируют, что, ребята, политика несанкционированная - это не ваше дело, получите вначале санкции, вступайте в те партии, которые нами одобрены, и тогда у вас не будет проблем. Шаг влево, шаг вправо - никаких мы допусков делать не будем».
Политолог Алексей Макаркин в интервью Радио Свобода заявил, что у таких партий как касьяновский «Народ за демократию и справедливость» в теперешней политической конфигурации перспективы просто отсутствуют. «Она считается партией за пределами установленных правил игры, за пределами существующей политической системы. Такие партии у нас просто не регистрируют. Что касается судьбы самого Касьянова, то она следующая: он претендовал на главенство во внесистемной оппозиции, в радикальной оппозиции, но возникла проблема, что у него достаточно слабая общественная поддержка, вряд ли превышающая 2%. Я думаю, что он сохранится как общественная фигура, как человек, который дает интервью, к которому обращаются по тем или иным вопросам, но вряд ли он сможет претендовать на главенство в среде оппозиции в целом и пускай даже несистемной оппозиции, в частности. Я думаю, что пока существует современная политическая система, он будет на политической периферии. Либеральная оппозиция и без того ослаблена, она ослаблена многочисленными внутренними конфликтами. И здесь свою роль сыграло и создание самостоятельного касьяновского партийного проекта, который выступает в качестве альтернативы не только зарегистрированным «Яблоку», СПС, но и тем силам, которые отказались регистрировать, например, каспаровскому ОГФ. Поэтому появление этого проекта - это еще одно свидетельство, по сути, слабой договороспособности представителя радикальной оппозиции».
В штабе экс-премьера заявили, что пока Михаил Касьянов находится вне России. Но 31 марта он намерен обязательно посетить Генеральную прокуратуру.