Отар Иоселиани: «Когда я стал снимать, я им всем простил»

Отар Иоселиани: «Делая свои первые работы во ВГИКЕ, ни в какое светлое будущее я уже не верил, а просто знал, что человеческая природа ужасна»

В магазине «Библио-Глобус» со своими поклонниками общался выдающийся кинорежиссер Отар Иоселиани. Встречу приурочили к выходу полной коллекции его фильмов на 19-ти видеодисках. Этим уникальным подарком мы обязаны компании «Синема-престиж».


Огромный зал презентаций «Библио-Глобус» был заполнен до отказа, причем, вовсе даже не пожилыми киноведами, а молодыми людьми. По окончании встречи они активно покупали диски, кто по одному-два, кто — все 19 , а потом с ценным приобретением толпились за автографами.


Собрание сочинений Отара Иоселиани издается впервые, в него вошли все полнометражные картины режиссера, а также документальные и студенческие его ленты (фильмов «Апрель» и «Чугун» прежде почти никто не видел), да к тому же фильмы и интервью об Отаре Иоселиани. Сам Иоселиани участвовал в работе над коллекцией. Более того, все фильмы озвучены одним голосом — его собственным. Иными словами, несколько недель он смотрел снятые им самим в разные годы фильмы.


— Заметили вы какие-то перемены в своем мировоззрении?
— Когда мы были молоды, нам всем (во всяком случае, мне и моим друзьям) очень хотелось, чтобы, наконец-то, человечество избавилось от гнета, от насилия, от кровопролитий, чтобы наступила радость на этом свете, чтобы раз и навсегда было покончено со всем этим мракобесием. Это сопутствовало человечеству всегда. Я стал комсомольцем, а папа сидел. Я даже маме сказал, как мне стыдно за нашу семью, что это за безобразие — мой папа, царский офицер, как не стыдно. Мама мне ничего не говорила. Но я очень быстро все понял. И уже, делая мои первые работы во ВГИКЕ, я уже делал их совсем по-другому. Ни в какое светлое будущее я уже не верил, а просто знал, что человеческая природа ужасна, что человеческая природа опасна, что человеческая природа так создана. И вовеки веков не избавиться нам от тех греховных движений души, которые жизни нашей сопутствуют. Я от заблуждений тоже не избавился. Так сделан человек, так он создан. Мировоззрение мое изменилось раз и навсегда. И уже после этого не менялось.


Кажется, что фильмы Отара Иоселиани вовсе не так отчаянны в оценке человеческой природы, как его речь. Но, выслушав его ответ на вопрос — откуда возникают идеи сценариев? — вы легко снимете противоречие. Режиссер говорил о фильме «Пастораль»: «Я хотел показать христиан алчными, злобными, завистливыми, хапальщиками, музыкантов изощренными, утонченными, бездельниками, мерзкими. Потом вдруг постепенно, когда я стал делать эту картину, то я им всем простил. И получилась такая картина».


Иоселиани хотел снять фильм про «алчных и мерзких людей», но в процессе, так скажем, производства «их простил». Так и получаются великие фильмы, как у Отара Иоселиани.