27 марта в Центре оперного пения Галины Вишневской состоялся гала-концерт молодых вокалистов. Так, с небольшим опозданием, центр отметил день рождения Мстислава Ростроповича. И его имя будет носить Международный конкурс оперных артистов, который — во второй раз — пройдет в Москве с 21 по 28 мая.
Мстислав Ростропович был покровителем и членом жюри первого конкурса, поэтому смотр будет отныне носить его имя. Говорит Галина Вишневская: «Это конкурс вокалистов. Ростропович был связан очень тесно с оперой, с оперным театром, не говоря о том, что мы женаты 52 года, и связан был с моими концертами, 35 лет мы выступали вместе с ним, он мне аккомпанировал, так что он очень связан с голосами, с поющими артистами. Вот мы посвящаем этот конкурс ему».
Конкурс по традиции, как принято, состоит из трех этапов. Сначала международное жюри (имена весьма известные) смотрит видеозаписи, таковых набралось уже 182, но до второго тура будет допущено 50 человек. Во втором туре, уже на сцене Центра оперного пения, конкурсанты должны будут исполнить три оперные арии под аккомпанемент фортепиано, а допущенные в третий тур вокалисты выступят с оркестром «Русская филармония». Отличия этого смотра от ему подобных Галина Вишневская формулирует так: «Он отличается тем, что это опера только, только оперный репертуар. Трудно проявить артистизм, выходя на сцену с одной арией, так же как выходя на сцену и с камерным репертуаром. Скорее, проявишь свою музыкальность, тонкость и культуру. Но, тем не менее, что можно предъявить певцу? Прежде всего даже голос, владение голосом, масштаб, темперамент — это все учитывается. Конечно, на оперную сцену без этого нельзя идти».
Премия денежная, за первое место — 450 тысяч рублей, за второе — 210 тысяч, за третье — 150. На вопрос, о возрастном цензе (к участию допускают женщин от 22 до 32-х лет и мужчин от 23-х до 35-ти) ответила Галина Вишневская: «Ну, предельный возраст связан с тем... я не хочу сказать, что мужчины медленнее учатся и хуже воспринимают то, что им предлагают, не в этом дело. Но просто они, так мягко выражаясь, в смысле голоса позднее развиваются, поэтому мы даем три года фору, чтобы они тоже чувствовали достаточно уверенно».
Солист Большого театра и член жюри конкурса Бадри Майсурадзе дополнил ответ Галины Вишневской: «Это еще связано с тем, что мутация у девочек начинается раньше, а у мужчин — чуть-чуть позже. Это все тоже взаимосвязано».
На финал Галина Павловна Вишневская приберегла обращение к художникам и скульпторам. И просила журналистов довести просьбу до их сведения. Она просила их пока не делать изображений Мстислава Ростроповича: «Ради Бога, не надо так торопиться и что-то такое создавать. Лучше всего, конечно, показать мне или моим дочерям, что вы такое там сделали».
Опасения Галины Вишневской очень даже понятны.